Укрепление гривны стало помехой для экспорта украинских яблок
По информации аналитиков EastFruit, укрепление украинской валюты оказывает негативное влияние на экспорт яблока из Украины. Фактически за год украинская валюта укрепилась на 15%, а это значит, что цена в гривне для поставщика яблока в Украине снизилась на 15% при сопоставимой цене импортера.
Есть и другой фактор, который существенно влияет на мотивацию к экспорту – это цена, которую за яблоко готовы платить покупатели на внутреннем рынке.
“Год назад, за качественное яблоко сорта “Гала”, покупатели в Украине платили не более 5 грн/кг, а, зачастую, даже менее 4 грн/кг. Сегодня за “Галу” готовы платить до 12 грн/кг в опте.
Естественно, что мировые цены на яблоко не выросли в два-три раза, как внутренние цены в Украине, поэтому и желание продавать яблоко экспортёрам у садоводов не такое сильное, как год назад”, – говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
“Нельзя не отметить, что конкуренция за яблоко среди экспортёров в новом сезоне значительно увеличилась, в том числе и потому, что многие производители и сами научились экспортировать свежее яблоко, а мы, благодаря проектам ФАО и ЕБРР, помогли им наработать большую базу контактов с реальными покупателями.
Это, в свою очередь, снизило маржинальность экспорта, если у тебя нет собственного производства яблока, поэтому немало посредников вынуждены были уйти с этого рынка”, – отмечает эксперт.
На данный момент украинские садоводы могут без особых хлопот продать яблоко на внутреннем рынке, получив за него порядка 50 центов США за кг. При экспорте в ОАЭ и страны Юго-Восточной Азии они, в данный момент, могут рассчитывать на более высокую цену.
Однако, на фоне дорожающей гривны, разница в цене для многих уже не столь существенна, чтобы брать на себя множество рисков, с этим связанных. Если же продавать яблоко экспортеру, то, практически всю дополнительную маржу, он заберёт себе, поэтому пока что экспортёрам не удаётся успешно конкурировать с местными покупателями – сетями супермаркетов и мелкой розницей.
“К сожалению, мы вынуждены констатировать, что некоторые украинские садоводы, которые инвестировали своё время и средства в развитие экспорта в последние пару лет, резко потеряли к нему интерес, когда на рынке сложилась временная ситуация с высокими внутренними ценами на яблоко.
Они уже готовы отказаться от предварительных договорённостей по экспорту, ожидая нормальных продаж внутри страны. Поступая столь недальновидно, они рискуют утратить самое главное – это доверие покупателей и свою репутацию. А в это время Молдова и Сербия активно наращивают присутствие на тех рынках, на которые мы с таким трудом выходили”, – отмечает Андрей Ярмак.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!