В Украине сертифицированной семенного картофеля хватает только на 14% от общих площадей промышленного картофелеводства. Такие подсчеты профильных ассоциаций озвучили специалисты Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА).
В начале августа Министерством развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины (МЭРТ) была одобрена концепция развития украинского овощеводства и промышленного картофелеводства на период до 2025 года.
“Среди положений Концепции, есть и пункт о выплате 20%-ной компенсации стоимости сертифицированного семенного картофеля фермерам со стороны государства. Специалисты УПОА оценивают легальный рынок семенного картофеля в Украине в размере 100 млн грн. При этом, доля теневого рынка является в разы больше.
Соответственно, компенсация семенного материала позволит вывести в правовую плоскость значительную часть теневого рыка, что в свою очередь улучшит фитосанитарную ситуацию на рынке картофеля и стимулирует фермеров к выращиванию качественного продукта, который будет пользоваться спросом как на украинском, так и на внешнем рынках”, – считает директор по развитию УПОА Катерина Зверева.
“Хороший урожай начинается с качественных семян. В сезоне-2019 украинские производители, которые работают на внутренний рынок, мультиплицировали из высших репродукций около 40 тыс. тонн сертифицированного семенного материала картофеля, из которых лишь 10-12 тыс. т было реализовано непосредственно промышленным производителям. Остальные были направлены на дальнейшую мультипликацию и использованы компаниями-импортерами сертифицированного посадочного материала для собственных производственных нужд.
Согласно подсчетам профильных ассоциаций, в среднем производители высаживают 3,2 тонн семенного картофеля на 1 га. Соответственно, официально сертифицированного семенного картофеля хватает только на 12,5 тыс. га, или на 14% от общих площадей промышленного картофелеводства. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать государственная программа, которая предусматривает частичную компенсацию производителям приобретенного сертифицированного семенного картофеля”, – высказывает свое мнение о масштабах проблемы директор по развитию УПОА Катерина Зверева.
При этом доля семенного картофеля на рынке Украины на сегодняшний день является очень низкой. Такое мнение высказал директор ООО “Солана Украина” (украинское представительство немецкой селекционной компании Solana) Игорь Завадский в ходе вебинара по обсуждению проблем и перспектив украинского селекционного картофелеводства.
Мероприятие было организовано профессиональным сообществом СкаЖений Картопляр при поддержке Украинской ассоциации производителей картофеля (УАПК).
“Причина того, что украинцы не хотят покупать семенной картофель, отдавая предпочтение в основном мелкому товарному картофелю, кроется в простых вещах. В частности, свою роль играет то, что за мелкий картофель надо платить меньше, чем за семенной. Отдавая предпочтение мелкому картофелю, фермеры считают, что он ничем не отличается от качественной семенной продукции. Кроме того, люди всегда ожидают какого-то обмана при попытке приобрести семенной картофель”, – пояснил Игорь Завадский.
Со своей стороны, другой участник онлайн-вебинара – директор ООО “Europlant Ukraine” Пьотр Кужель (Польша) – отметил, что в Украине 95% урожая картофеля – это продукция с приусадебных участков. “Конечно, их владельцы в основном просто не могут себе позволить покупать сертифицированные семена по цене 30-40 грн/кг”, – считает Пьотр Кужель.
“Селекционный картофель первой репродукции, так называемого, класса “А” можно купить в Польше по цене 300-400 евро/тонна. Почему так? Во-первых, Польша является территорией Евросоюза, и если немецкий селекционер зарегистрировал определенный сорт, то он уже не должен его регистрировать на территории других стран ЕС. То есть он лишен больших денежных затрат и времени, затрачиваемого на регистрацию. В Украине же регистрация сорта сегодня занимает 2-3 года.
Во-вторых, семена в Украине облагаются 20% НДС. В ЕС – лишь 5-7%. И это также является существенным фактором влияния. Рынок в Украине пока не является большим для немецких или голландских компаний. Приведу простой пример. Компания “Европлант” ежегодно реализует на рынке 200-250 тыс тонн семян. При этом в Украине – всего 500 тонн. Конечно, все перечисленные мной факторы влияют на цену импортных семян в Украине, где они значительно дороже, чем скажем в Польше”, – сообщил директор ООО” Europlant Ukraine “.
Относительно перспектив бизнеса по селекции картофеля в Украине Пьотр Кужель высказал мнение, что еще достаточно длительное время украинский рынок будет испытывать дефицит качественных семян. “Поэтому, считаю, что в этот сектор стоит инвестировать средства, ведь это может быть хороший бизнес”, – отметил директор ООО “Europlant Ukraine”.
Игорь Завадский, в свою очередь, выразил мнение, что импортируемый селекционный картофель из Нидерландов или Германии однозначно никто не будет использовать для промышленных посадок в Украине. Такой картофель берут с целью размножения и дальше уже сажают как обновленный посадочный материал.
“Что касается импорта картофеля первой репродукции с ЕС – это очень неоднозначный вопрос. Ведь цена украинского картофеля, произведенного по всем правилам семеноводства, равна европейской, где она находится на уровне 500 евро/тонна. В случае же импорта из ЕС к этой цене добавляются расходы, связанные с логистикой, таможенным оформлением грузов.
Второй же репродукции семенного картофеля вообще не существует. Ведь вторая репродукция – это отобранный мелкий картофель первой репродукции. И в этом случае это уже не семена, ведь селекция требует переписи определенных действий и последовательности их выполнения”, – отметил Игорь Завадский.
Отметим, что вопросы селекции картофеля будут рассмотрены во время Всеукраинского Дня картофеля, который состоится 27 августа 2020 в с. Деньги Черкасской области Украины. Информационными партнерами мероприятия, организованного Украинской ассоциацией производителей картофеля (УАИК), выступает агромедиа-агентство Sapienza и проект East-fruit.com. .
SEEDS.org.ua по информации East-fruit.com.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!