Украине необходимо учреждение-оператор, которое бы гарантировало продбезопасность государства
В 2019 году Украина имела очередной рекордный урожай в 75 млн тонн зерна, а вот прогнозы на этот год — неутешительны. Если на начало августа 2020 прогноз был на уровне 70−72 млн тонн, то на начало сентября цифры “просели” до 68 млн тонн. Об этом сообщил Николай Кучер, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики.
“И фермеры “на местах” жалуются, что в этом году собирают с гектара максимум 3 тонны зерна, хотя в прошлом году — все 5 тонн. Несмотря на то, что об окончательных результатах сбора урожая можно будет говорить в середине декабря, но похоже, что финальный результат таки упадет ниже отметки в 68 млн тонн зерна.
А еще, по данным экспертов, до конца августа засуха в Украине охватила около 50% площадей под озимые урожая 2021 года. Это все прямо указывает, что государство должно подготовиться и принять необходимые меры для обеспечения продовольственной безопасности.
До этого времени удавалось обходиться “традиционным” инструментом, таким как Меморандум между профильным министерством и аграриями о согласованных объемах экспорта продовольствия. Он работал как “предохранитель” по агроэкспорту так, чтобы Украина гарантированно имела необходимые для себя 5−6 млн тонн продовольственного зерна. Однако в нынешних условиях Меморандум как “предохранитель” может уже не быть таким эффективным, как это было в предыдущие годы”, – говорит Николай Кучер.
“На фоне пандемии Covid-19 и экономического кризиса потребность украинцев в доступных продовольственных товарах стала острее. Но при этом и зерно стали вывозить из портов интенсивнее. Например, за январь-апрель 2020 экспорт зерновых через порты вырос на 5% или до 18,72 млн тонн, хотя обычно І половина текущего года — это “штиль” экспортного сезона, объемы вывоза стабильно падают.
По неофициальным данным, в августе этого года через порты вывезли зерна на 7% больше, чем в августе прошлого года. И похоже, что так мы рискуем повторить ситуацию образца 2003−2004 годов, когда из нашей страны сначала бесконтрольно вывезли все продовольственное зерно, а потом его же пришлось импортировать для нужд населения, однако уже значительно дороже.
Чтобы не допустить такого сценария, государству нужна специальная уполномоченная организация-оператор, который бы гарантировал продовольственную безопасность. Создать “с нуля” такое учреждение не получится — не вариант при дефиците госбюджета в 300 миллиардов гривен. Поэтому функцию обеспечения продовольственной безопасности государства нужно возложить на уже существующее учреждение или госкомпанию аграрного профиля”, – отметил член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики.
“Первым на ум приходит Госрезерв. Тем более, что у него на балансе есть 10 КХП и хлебных баз, которые одновременно могут сохранять 500−700 тысяч тонн зерна — это для потребностей страны вполне достаточно. Но там всегда были проблемы с хранением продовольственного резерва.
Напомню, что в июне МВД установило, что со складов учреждения исчезли 2700 вагонов зерна стоимостью 800 млн грн, и это зерно как раз составляло “неприкосновенный запас государства”. Да, это было при прошлом руководстве. Но новое руководство учреждения ставит перед собой другие цели — создание “минимального запаса топлива и нефтепродуктов” (МЗТН), как этого требует Соглашение об Ассоциации с ЕС.
Другой “претендент” на роль гаранта продовольственной безопасности Украины — “Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины”, она же — ГПЗКУ. Корпорация имеет на балансе 55 хлебоприемных и зерноперерабатывающих филиалов, их мощность — около 4 млн тонн зерна при одновременном хранении. Для нужд государства вроде бы более чем достаточно.
Но проблема в том, что ГПЗКУ сейчас — фактически на грани дефолта. По результатам 2019 чистый убыток корпорации вырос на 30% или до 1,9 млрд гривен. При этом руководство ГПЗКУ до сих пор не обнародовало результаты работы хотя бы за I квартал 2020 года. Проблему с реструктуризацией выплат по “китайскому кредиту” руководители ГПЗКУ до сих пор не решили, поэтому в следующем году корпорация будет вынуждена объявить “технический дефолт”. То есть — вообще “заморозить” свою деятельность”, – отмечает Николай Кучер.
“Поручить продовольственную безопасность страны правительство может и Аграрному фонду — потому, что акционерное общество. Да, в этой госкомпании тоже есть свои проблемы — за I полугодие 2020 убыток составил 205 млн гривен. Но вместе с тем Аграрный фонд продолжает работать и выполнять свои функции по поддержанию сельхозпроизводителей.
Например, в I полугодии компания передала 31,4 тысячи тонн зерна для переработки в муку, и это в чем-то помогло удержать цены на хлеб для украинцев. “Аграрный фонд” профинансировал по своей форвардной программе будущий урожай отечественных средних и малых фермеров на 233 млн грн. То есть, в чем-то Аграрный фонд уже работает как оператор продовольственной безопасности.
Но здесь все же придется Кабмину принять соответствующие решения. То есть — присвоить “аграрному фонду” специальный статус учреждения — оператора продовольственной безопасности. А также — передать в управление этой аграрной госкомпании хотя бы несколько КХП, которые простаивают, находясь на приватизации. Таким образом и мощности заработают и Аграрный фонд не будет тратить лишних денег на переработку и хранение.
Тем более, что уже есть подобный опыт, когда для обеспечения энергетической безопасности страны Кабмин передал “Нафтогазу” 6 ТЭЦ, которые до этого были на балансе Фонда госимущества. Возможно это и будет сценарий, выигрышный для всех”, – говорит Николай Кучер.
SEEDS.org.ua по информации НВ Бизнес
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!