Тепличные комбинаты Украины могут конкурировать с импортом только за счет качества
Каждый год из-за устаревшего оборудования, износа основных фондов закрывается все больше тепличных предприятий Украины. Для того, чтобы не просто выживать, но и развиваться, а также конкурировать на внутреннем и экспортном рынках, украинские тепличные комбинаты, вынуждены максимально внедрять инновации.
О том, с какими трудностями сегодня сталкиваются владельцы теплиц в Украине, и как вести успешный бизнес в этом сегменте, рассказал Николай Гордий – директор предприятия «Уманский тепличный комбинат», одного из наиболее инновационных тепличных предприятий Украины.
Уманский тепличный комбинат основан в 1974 году. Начиная с 2002 года, площадь современных теплиц европейского типа на комбинате увеличилась на 28,1 га и на сегодняшний день составляет 32 га. Предприятие имеет складской комплекс и собственный логистический центр.
— С какими основными проблемами сталкиваются владельцы теплиц в Украине сегодня?
— В целом, тепличный бизнес — это достаточно энерго-и человекоемкий бизнес. В Украине и с первым, и со вторым есть ряд проблем. Что касается энергетики, то не секрет, что этот рынок очень нестабильный и плохо прогнозируемый. Меняются цены, условия продажи, правила на рынке.
Наперед трудно что-то просчитать наверняка. Из последнего — это цена на газ (одна из основных статей затрат в теплице) – она немного упала, а некоторые предприятия уже вложили деньги и переориентировали производство на другие источники тепла.
Касательно трудовых ресурсов, то проблем и здесь достаточно. Во-первых, нет готовых специалистов, особенно агрономов, для работы в теплицах. Их приходится самостоятельно учить. И при этом агрономом дано стать не каждому, а это потраченные на обучение силы и время.
Во-вторых, очень актуальна проблема с нехваткой рабочей силы в связи с выездом людей на заработки за границу. К сожалению, все наши расчеты показывают, что мы пока не можем конкурировать по уровню зарплаты с Европой.
— В последнее время украинские тепличные хозяйства одним из возможных направлений для экспорта рассматривают страны Ближнего Востока. Однако на этих рынках можно реализовать лишь продукцию премиального качества. Изучали ли Вы для себя такие возможности?
— Наше предприятие вышло на внешние рынки 7 лет назад. В 2014 году Уманский тепличный комбинат впервые экспортировал продукцию в Польшу. Осуществлялись также поставки в страны Балтии и даже в Испанию и Португалию. Позже мы экспортировали продукцию в Великобританию и Эстонию. В прошлом году предприятие начало отгружать овощи в ОАЭ. В 2020 году предприятие «Уманский тепличный комбинат» отправило на экспорт 1847 тонн свежих овощей.
Учитывая большую заинтересованность нашей продукцией в этих странах, мы готовы и дальше работать над расширением географии экспорта, двигаясь и далее на рынки ЕС, а также на рынки Восточных стран.
Касательно экспорта, то за первый квартал 2021 мы экспортировали 470 тонн огурцов и 554 тонны томатов.
— Стратегический курс, обозначенный Вашим предприятием – увеличение производства качественной овощной продукции за счет использования современных энергосберегающих технологий и расширения рынков сбыта. Каких успехов удалось достичь на сегодняшний день?
— Предметом особой гордости УТК является энергетический комплекс — технологии, работающие по принципу когенерации, производя электро- и тепловую энергию. Данные технологии предоставляют возможность использовать побочные продукты сгорания газа для питания растений. Альтернативой газу стала сверхсовременная электрическая котельная.
И это не последнее достижение: на производственных площадках предприятия для отопления все более широко используются возобновляемые источники тепла и воплощаются проекты по использованию вторичной энергии.
— Сколько примерно стоит обустроить 1 га стеклянной теплицы в Украине? Как быстро она окупится?
— Если говорить о соотношении между ценой и качеством, то в среднем 1 га современных теплиц обойдется примерно в 2 млн евро. Можно, конечно, сэкономить, но это будет или за счет качества, или за счет будущих проблем с выращиванием.
Окупаемость проекта больше 10 лет. А если вы не сможете наладить технологию выращивания, и из-за этого будете недополучать урожай, то вообще никогда. Кроме того, в нашей стране, в отличие от Европы, в данной отрасли помощи от государства вообще нет.
— Значительную долю украинского рынка овощей закрытого грунта на сегодня занимает импортная продукция. Могут ли сегодня украинские владельцы тепличного хозяйства конкурировать с импортом?
— Украинские тепличные комбинаты могут конкурировать с импортом, но только за счет качества. Основные периоды, когда на рынок попадают в большом количестве импортные овощи — осень, зима и весна. Если говорить про осень и зиму, то для выращивания в этот период необходимо иметь специальную систему досвечивания растений, так как естественного света им в этот период недостаточно.
Такие системы в Украине имеют единицы хозяйств. И, поскольку основными импортерами являются страны с более теплым климатом (Турция, Испания), то логично, что себестоимость выращивания у них меньше, чем у нас.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!