Стало известно почему украинские аграрии охладели к овощам «борщевого набора»

0 65

В Польше есть очень популярная пословица: дешевый, как борщ. Правда в том, что почти все ключевые компоненты борща можно выращивать дешево, а продавать дорого, ведь они отвечают современным критериям суперфудов. Украинцы же настолько все это не оценили, что даже периодически не могут обеспечить свой рынок, пишет Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в своем блоге на ZN.UA.

«Сразу скажу, что я уже много лет не ем мяса, поэтому буду говорить только об овощных компонентах борща. Текст о картофеле я уже писал для ZN.UA, и он вызвал некоторую мини революцию, потому что супермаркеты начали отказываться от грязного картофеля. Так что в этот раз сосредоточимся на свекле, капусте и луке.

Но чтобы понять, почему украинские аграрии остыли к «борщу», или борщовому набору, следует посмотреть на ситуацию в контексте.

Традиционно борщовый набор овощей в Украине выращивали небольшие производители. И хотя Госстат считает их «населением» или «хозяйствами населения», на самом деле это настоящие предприниматели, или, точнее сказать, фермеры, потому что они живут именно с этого. Многие из них, кстати, имеют ежегодно выручку в несколько миллионов гривен, — и все это, как правило, сплошная денежная наличность.

Традиционно большинство из них не хотели оформлять никаких отношений с государством, ведь продукция прекрасно продавалась и за наличный расчет, поэтому Госстат их и не видел. Так что никто доподлинно не знает, сколько на самом деле Украина выращивает свеклы, моркови, капусты и лука, хотя есть профессиональные аналитические компании, которые не бесплатно неплохо оценивают такие цифры», – пишет Андрей Ярмак.

«Периодически к малым присоединялись сравнительно крупные производители. Особенно активными всегда были средние небольшие и средние «зерновики», которые в годы, когда капуста весной оказывалась очень дорогой, приходили ко мне с гениальной идеей «срубить капусты». Аргумент был железный: себестоимость 20 копеек, оптовая цена 5 грн за килограмм — рентабельность почти 1000% и особые инвестиции не нужны!

Что интересно, они старались сделать сразу 200 га, а были и такие, кто хотел тысячу. Конечно, что из-за таких охочих до легкой наживы оптовые цены, составлявшие, например, 5 грн/кг, в следующем году легко превращались в 0 грн/кг. Ведь капусту, которая в подобных объемах никому не была нужна, просто выбрасывали десятками тысяч тонн в овраги, потому что цивилизованная утилизация еще и стоила денег. Страдали и страдают от таких ценовых качелей, конечно же, все, а не только желающие быстро обогатиться.

Но в наибольшей степени от таких колебаний страдают системные крупные производители овощей, которые платят налоги и инвестировали в инфраструктуру: капельный полив (от 1–2 тыс. долл. на 1 га), специализированную технику (от 50 тыс. долл. за единицу, а ее надо много), хранилище (от 20 тыс. долл. в расчете на 1 га овощей, учитывая высокую урожайность) и т.п.», – добавляет экономист.

«Постепенно добавился еще один фактор — развитие сетевой торговли, что привело к массовому закрытию базаров. И тут сразу же на структуру производства начал влиять фактор НДС. Все эти малые производители, не платившие никаких налогов, чтобы попасть в сети, должны были сразу «сбросить» 20% от цены или продолжать продавать через рынки за наличный расчет. Но рынков же становилось все меньше.

Соответственно, мелкий сегмент производителей овощей, дававший до 80%, а то и больше производства, начал терять позиции. Но почему же при этом не развивался крупный профессиональный сегмент производителей «борща»?! И здесь становится действительно интересно.

О ценовых качелях я сказал: когда за один год получаешь суперприбыль, а потом теряешь все. Для системного бизнеса, да еще и при условии дорогих денег это очень тяжело.

Второй фактор — это экспорт. Поскольку был шанс сорвать куш в один год из трех, не вкладываясь в качество, никто в это качество и не вкладывался. Ведь инвестиция в заделе — это не просто поставить линию сортировки. Чтобы эта линия не выплюнула всю твою морковь или лук как сплошной брак производства, многим нужно было полностью обновить почвообрабатывающую технику, переосмыслить подходы к защите растений, изменить подходы к сбору, а возможно, даже обновить сорта. Так что изменить все подходы — это очень сложно», – отмечает Андрей Ярмак.

«При чем тут экспорт? А при том, что для системного экспорта нужна лишь качественная продукция. А ее банально нет. Вот и сейчас цены на лук с июля 2020 года в Украине держатся на самом низком в мире уровне, а экспорт не может спасти ситуацию, потому что качественной продукции, которую захотели бы купить по любой цене иностранные компании, практически нет. Да, сейчас мы экспортируем лук, но тоже по минимальной цене, и идет он не в супермаркеты и даже не на рынки, а на переработку.

Таким образом, без качества мы не сможем избавиться от этих ценовых качелей и работать на системный экспорт. И я сейчас не говорю о том, что для экспорта нужно еще и системно заниматься маркетингом. Это следующий шаг, к которому наши производители также не готовы. Ведь им еще и желательно будет как-то научиться кооперироваться между собой, ведь чем больше объем качественной продукции, тем лучшие условия могут предложить покупатели», – говорит эксперт.

«Добавлю к этому фактор потери наиболее привлекательного рынка сбыта для борщовых овощей, которым были нынче оккупированные территории Донбасса и АР Крым. Именно там продавались традиционно наибольшие объемы по самым высоким ценам.

И любой украинский производитель, хорошо понимая все эти сумасшедшие риски и сложности, скажет: «А зачем мне этот стресс?!». Именно так они и сделали — почти все в меру крупные и средние профессиональные производители овощей за последние годы отказались от возделывания овощей борщового набора, перейдя на зерновые, подсолнечник, сою, рапс и другие более предсказуемые и более легкие в производстве культуры.

Добавлю еще один фактор — инвестиционная привлекательность страны. Украина является наименее экономически свободной страной в Европе. Именно поэтому мы не только не привлекаем иностранных инвесторов, но и своих регулярно теряем. Если бы в агробизнесе Украины была настоящая конкуренция, то на рынке нашлась бы ниша для каждого», – пишет Андрей Ярмак.

 

SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!