Создание сельхозкооперативов уменьшит риски монополизации аграрного рынка Украины
Плохие погодные условия, рейдерство, пробелы в законодательстве, регулирующем земельные отношения и отсутствие надлежащего финансирования аграрной сферы – это лишь часть проблем, с которой сталкивается малый и средний аграрий. Объединение малого и среднего агробизнеса в кооперативы позволит им в полной мере защитить свои права и интересы, рассказал SEEDS Василий Рущак, старший партер PRINCEPS LAW FIRM.
15 ноября 2020 вступит в силу Закон Украины «О сельскохозяйственной кооперации». Закон устанавливает и регулирует правовые и экономические механизмы деятельности сельскохозяйственных кооперативов, определяет их социальное положение. Также, детально определяет порядок создания, функционирования и прекращения деятельности таких кооперативов.
«Конечно, принятие Закона является большим шагом, поскольку данная сфера станет более урегулированной. Объединение малого и среднего агробизнеса, позволит им в полной мере защитить свои права и интересы.
Например, большой проблемой (в том числе учитывая небольшие доходы) является то, что малые и средние фермеры пренебрегают юридической, бухгалтерской, финансовой и другими поддержками, услугами работников, которые помогают сбыту (продаже продукции).
Такие услуги важны в борьбе с противоправными решениями органов государственной власти и местного самоуправления, в борьбе с рейдерами и конкуренции на рынке.
Объединившись они составят существенную конкуренцию крупным агрохолдингам и монополистам. И не обязательно, чтобы такие члены кооператива делили прибыль поровну от продукции, главное, чтобы был человек, который бы защищала их права и интересы на всех этапах их деятельности. Такой подход к кооперации существует в различных развитых странах», – напоминает Василий Рущак.
«Однако, в Украине такой механизм кооперации для многих оказался недостаточным, и добавили кооперативы, которые могут получать прибыль. Итак, те же агрохолдинги.
Поэтому, крупные предприятия (агрохолдинги), в структуре которых есть много различных юридических лиц и физических лиц (землевладельцев, производителей и переработчиков определенной продукции), по данному закону объединятся в кооперативы. Следовательно, они также смогут несколько изменить свою структуру управления, оптимизировать определенные расходы и налогообложения.
Более того, учитывая, что 20% от выручки, кооперативы могут получать от посторонних лиц, то это не совсем будет для защиты прав и интересов членов кооператива, но и других лиц.
Также, введено понятие ассоциативного члена кооператива, имеет голос при принятии решений, и который имеет преимущественное право на возврат доли, в случае ликвидации кооператива. Такое право, в определенной мере дискриминационное для полноправных членов», – добавляет юрист.
«Кроме этого, учитывая несовершенство Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отсутствие по состоянию на сейчас порядка функционирования и оборота земель сельскохозяйственного назначения, будут механизмы обойти ограничения Закона Украины «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе, в части ограничения в количества покупки земель в 100 га (в начале).
Подытоживая, нужно отметить, что несмотря на определенные недостатки Закона, он принят и вскоре начнет действовать, а то в каких целях он будет использован, зависит от всех нас. Если малые и средние фермеры (агропредприятия) объединятся для общей цели, тогда они будут более защищены и составят конкуренцию крупным агрохолденгам и уменьшат риски монополизации рынка», – считает Василий Рущак.
Создание сельскохозяйственного кооператива
Сельскохозяйственный кооператив может быть создан физическими и юридическими лицами, в составе не менее трех человек, по решению учредительного собрания.
Сельскохозяйственный кооператив имеет статус юридического лица. Такие кооперативы могут создавать сельскохозяйственные кооперативные объединения.
Члены (учредители) сельскохозяйственного кооператива избирают виды деятельности такого кооператива самостоятельно: производственный, обслуживающий, перерабатывающий или многофункциональный.
Форма деятельности кооператива может быть – с целью или без цели получения прибыли. Если учредители кооператива имеют целью только осуществление обслуживания такого кооператива, а распоряжаться продукцией будут по отдельности, то они могут выбрать форму деятельности некоммерческой организации, и получить оптимальное налогообложения.
Органы управления сельскохозяйственного кооператива.
- Высший орган управления – общее собрание с/х кооператива.
- Исполнительный орган – правление с/х кооператива, которое возглавляет председатель правления.
- Контрольный орган – ревизионная комиссия. Наблюдательный совет кооператива (в случае создания) осуществляет контроль за соблюдением устава кооператива и деятельностью исполнительного органа управления кооператива.
Источниками формирования имущества сельскохозяйственного кооператива являются:
- вступительные и паевые (в частности дополнительные паевые) взносы;
- членские и целевые взносы его членов;
- средства, поступающие от осуществления хозяйственной деятельности кооператива;
- средства, поступающие от созданных кооперативом предприятий, учреждений, организаций, с/х кооперативных объединений, участником которых он является;
- субсидии (дотации), полученные из государственных и местных бюджетов для поддержки с/х кооперативов, государственных целевых фондов;
- денежные и имущественные пожертвования, благотворительные взносы, гранты, гуманитарная помощь, бесплатная техническая помощь юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- другие поступления, не запрещенные законодательством.
Кооператив создает основной, паевой, целевой и резервный фонды со своих доходов.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!