Создаем стоимость продукта с защищенным географическим указанием: пример шафрана с Талиуина (Марокко)
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) совместно с проектом SINER-GI подготовлено «Руководство по продвижению продуктов с особыми качественными характеристиками, обусловленными месту их происхождения, с использованием устойчивых географических указаний”.
Как отмечают авторы исследования, оно поможет заинтересованным сторонам, в том числе мелким фермерам и производителям развивающихся стран, повысить эффективность их деятельности по сохранению и продвижению продукции, качество которой связано с местом ее происхождения, воспользовавшись интересом потребителей к такой продукции, улучшить качество их жизни и будет способствовать устойчивому развитию сельского хозяйства и сельской местности.
Важным условием при создании продукции с защищенным географическим указанием является процесс создания стоимости продукта. SEEDS.org.ua предлагает ознакомиться с этим процессом украинским производителям на примере шафрана с Талиуина (Марокко).
Шафран из Талиуина производится в горах Антиатлас (Марокко). Местные заинтересованные лица и посредники приняли решение о продвижении и сохранении этого уникального местного продукта в целях развития сельского хозяйства. В качестве методики использовалась схема продвижения продуктов, качество которых зависит от места происхождения.
Идентификация
Шафран из Талиуина обладает уникальными качественными характеристиками и отличной репутацией. Осведомленности местных жителей способствовала Марокканско-французская НПО по миграции и развитию, которая разработала различные виды взаимодействия для поддержки этапов идентификации, квалификации и вознаграждения (ФАО, региональный совет Сус-Масса-Драа, национальный Центр сельскохозяйственных исследований, Организация «Слоуфуд» и др.). На этапе идентификации были выявлены особые качественные характеристики шафрана, связанные с местом его происхождения:
• высокое качество и уникальный вкус были подтверждены результатами лабораторных исследований, географическое наименование шафрана было известно еще в девятом веке;
• местные природные ресурсы играют важную роль в формировании его специфического качества: к примеру, вулканическую почву питает дождевая вода, а также вода, поступающая с горы Сируа;
• следование традициям имеет важное значение как в процессе выращивания (севооборот, природные удобрения и т.д.), так и процессе переработки, которая в большой мере осуществляется силами женщин и молодых людей;
• умения и навыки тесно связаны с берберской культурой и местонахождением;
• в традиционных деревнях (дуарах) сохраняются крепкие общинные традиции.
Квалификация
После определения потенциала продукта (анализ почвы, состав, анализ вкуса и запаха, исследование рынка и т.д.) была начата разработка проекта по усовершенствованию и маркетингу. Усовершенствование затрагивало все этапы производства: выращивание, сбор, хранение и упаковку. Пока производители ждали признания шафрана как продукта с географическим указанием (ГУ), они приложили усилия для сертификации продукции как экологически чистой и соответствующей требованиям справедливой торговли. Регистрация ГУ позволит улучшить и защитить уникальные качественные характеристики, обусловленные связью продукта с конкретной территорией. Разработка практического руководства по применению ГУ является жизненно важной частью проекта.
Вознаграждение
Активизация коллективных действий достигается благодаря высокоэффективным сельским ассоциациям, которые поддерживают создание организаций и кооперативов производителей и обеспечивают лучшие условия для маркетинга. Исследование рынка привело к выявлению возможностей и установлению взаимовыгодных торговых связей с европейскими компаниями, а также к развитию местных каналов сбыта (традиционных ярмарок, прямых продаж туристам и т.д.). На местном уровне коллективному продвижению продукта способствует проведение ежегодного фестиваля шафрана из Талиуина, а на международном – рекомендации со стороны известных поваров, использующих его в своих блюдах.
Воспроизводство местных ресурсов
В проекте также учитывается необходимость сохранения и повышения экономической, социальной и экологической устойчивости, что особенно важно при определении продукта и технологии производства. В первую очередь оценка влияния проекта производилась с целью усовершенствования практического руководства и практики маркетинга продукта ГУ (в частности, посредством проведения анализа целевых рынков и включения в практическое руководство требования о соблюдении технологий устойчивого земледелия).
О других успешных примерах продвижения продуктов с защищенным географическим указанием – читайте в ближайших следующих публикациях SEEDS.org.ua
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!