Солнечная энергия помогает фермерам Украины выращивать солнечные виноградные лозы

0 157

Последствия российской агрессии загнали в тупик многих украинских фермеров. К минированию ферм и полей, обстрелам и загрязнению почв добавились еще и блекауты, пишет SEEDS.

Однако выход находится всегда, это на собственном примере доказала Татьяна Шмаглюченко, украинская фермер, директор компании «‎ВІН’С» в Одесской области Украины. Хозяйство «‎ВІН‘С» (ТМ «Шалені Доли») специализируется на производстве столового винограда.

Электроэнергию виноградное хозяйство получает только от солнечных панелей. Почему в украинском винограднике появились солнечные панели и как выгодно их устанавливать, Татьяна Шмаглюченко рассказала в интервью EastFruit.


– Как давно в вашем хозяйстве появились солнечные панели?

— Давненько. К 2023 году их было 3 кВт, сейчас мы прибавили еще 4,5. Площадь одной конструкции примерно 20 кв.м, другой – 15. Они расположены так, чтобы не мешать друг другу. Панели мы разместили в разных экспозициях, чтобы и с утра, и вечером мы могли работать максимально.

В общей сложности солнечные панели рассчитаны на максимальную мощность до 7-7,5 кВт в час. Однако такой у нас никогда не было. Пока больше 4-х мы не получали. Всё зависит от расположения солнца.

Панели приобрели новые. Ведь эффективность б/у панелей падает очень сильно, и вы не получите то, что вам нужно.



– Для чего преимущественно используется солнечная энергия? И почему пришлось увеличить количество панелей?

– Наше хозяйство не подключено к электросети – это основная причина, почему мы в это пошли. Теперь у нас полностью автономная система. Основное использование – это насос скважины. Наша скважина достаточно глубокая, почти 150 метров.

Однако даже однофазный насос потребляет постоянно 2,5-3 кВт. Раньше мы настроили реле времени в зависимости от накопления энергии, и он у нас включался дважды в час (по 15-20 мин, чтобы накопить какой-то воды. Дополнительно мы включали еще и дизель-генератор, благодаря которому раньше нам более или менее хватало энергии время, когда работала скважина.

Однако в прошлом году ситуация с дизелем была сложной — не было дизеля даже на то, чтобы провести опрыскивание или грунтовые работы. Поэтому мы решили увеличить мощность по солнечным панелям.

Сменили инвектор. До этого у нас был инвектор с возможностью подключения не более 3 кВт и только в одной экспозиции. Сейчас мы приобрели другой, где можно подключить две группы панелей. Мы их разместили одну – на юго-восток, другую – на юго-запад, чтобы увеличить время работы скважины.

Пока у нас солнечный день увеличивается, скважина может работать с утра до вечера. Учитывая наше потребление, нам этого достаточно.

Почему не сделали этого раньше? Причин несколько: во-первых, к тому времени это было достаточно дорогостоящее оборудование. У нас не хватало определенной суммы денег. Как раз к блэкаутам мы успели приобрести все оборудование. Довольны, надеюсь, что в дальнейшем будет все так же хорошо работать.



– Сколько было инвестировано в этот проект?

— Сейчас нам подбирали панели под наши нужды, учитывая то, что у нас уже было. Но новый инвектор +4,5 кВт стоили примерно $3,5 тыс. Мы успели до увеличения цен. Теперь это стоит дороже.

Однако саму конструкцию мы собирали самостоятельно из того, что у нас было на месте. Мы не строили никакие красивые металлические конструкции, как это должно быть. Пришлось использовать даже деревья.

– Сколько лет нужно, чтобы ваш проект мог окупиться?

– У каждого хозяйства своя история, и свои подсчеты. Если считать стоимость денег, то на что переводить? На недополученный урожай? Или, возможно, высохшие кусты? У нас особенная ситуация – у нас очень засушливый регион. Из четырех прошлых лет, три – была сильная засуха.

В прошлом году в регионе выпало всего 130 мм осадков и ни одного продуктивного дождя. Поэтому у нас главный вопрос – поддержка насаждений.

Кроме того, у нас нет подключения к сети. Мы подавались на подключение к ДТЭК (крупнейший частный инвестор энергетической отрасли Украины), получили проект совсем нереальный, учитывая те мощности, которые мы пригласили, — 16 кВт. Это была сумма более миллиона гривен. Без трансформаторов и других комплектующих… Это слишком большая для нас стоимость, поэтому мы пошли по направлению к солнечным панелям.

Да, мы понимаем, что у аккумуляторов есть определенный срок жизни. У нас были разные аккумуляторы, сейчас у нас обычные, автомобильные. Мы понимаем, что они не будут работать эффективно и долго, но учитывая текущую ситуацию и доступность – свои три года они у нас отработают.



– Считаете ли вы, что такие проекты инвестиционно выгодны?

– Все зависит от условий подключения. Я не уверена, что это выгодно каждому хозяйству. Следует учитывать стоимость одного кВт на предприятии. Обычные тарифы для населения значительно ниже тарифов для предприятий. Поэтому, может быть, кому-то это и выгодно. С такой точки зрения мы не просчитывали.

В Молдове есть хозяйства, которые начали подключать солнечные панели, потому что для них электроэнергия очень дорогая. Это позволило им выровнять ситуацию с энергоснабжением из-за блекаутов в Украине. Часть электроэнергии они получают из Украины как импорт.

У нас все зависит от конкретной ситуации в конкретном хозяйстве. Если есть потребность, не очень большие мощности и есть определенный финансовый ресурс, при вероятности блекаутов, — я считаю, что это выгодно. Однако, учитывая, что кредитное финансирование сегодня очень дорогое, эта выгода уже сомнительна.

Возможно это реально в рамках программы «5,7,9%», но нужно очень внимательно считать. Сегодня очень турбулентное время, когда трудно что-либо планировать на долгосрочный период.

Если это вопрос выживания хозяйства – конечно солнечные панели – это выгодно! Если этот вопрос «заработать на зеленом тарифе» – нет. Пока не время.

– Реально ли в Украине получить под такие проекты финансирование от государства или фондов?

– Есть определенное финансирование, я не очень этим интересовалась. Мы начали все это делать и покупали оборудование еще до нового года. Потом последовала такая погода, что мы просто не могли заехать на виноградник собрать конструкции.



 Что нужно учесть, прежде чем реализовывать такие проекты?

– Могу рассказать на нашем примере. Есть очень большая разница электропотребления при запуске, и когда насос работает уже в обычном режиме. Есть определенная автоматика, позволяющая произвести медленный запуск – уменьшить пики нагрузки. Надо очень внимательно считать и лучше к этому делу привлекать специалистов. Сейчас уже есть люди, умеющие это делать. Мы изначально работали с одной киевской компанией. Они сопровождали нас. Помогали со схемами подключения подбором оборудования под наши потребности.

— Хватает ли электроэнергии, которую генерируют ваши панели для обслуживания предприятия, остается ли что-то для других нужд?

— Хватает на какой-то маленький бытовой холодильничек, несколько прожекторов, розетки. Если нужно включить, скажем, сварочный аппарат, когда насос не работает, мы вполне можем это сделать. В целом, это очень помогает – нет необходимости включать для этого генератор. Особенно учитывая цены на топливо сегодня.

Применение солнечной и ветровой энергетики в сельском хозяйстве перспективно.

Мне известно о хозяйстве под Киевом, которое выращивает фундук. Они также не имеют доступа к сети. В прошлом году они пошли в направлении солнечных панелей, как раз из-за проблем с дизелем. Это хозяйство также увеличивало площади панелей равномерно.

– В свое время кроме солнечных панелей у вас был еще и ветрогенератор, почему вы отказались от его использования?

– Мы начинали с ветрогенератора украинского производства. Но он проработал у нас недолго – начались определенные проблемы с контролером заряда. Из-за неправильной работы автоматики были проблемы с аккумуляторами — мы были вынуждены его отключить.

Читайте также: Виноградарь из Тернопольщины выращивает почти сто сортов солнечной лозы

У нас такая местность, где ветрогенераторы очень помогали бы. Сначала мы и брали его в резервном режиме: если не будет солнца, то, скорее всего, будет ветер. Мы находимся на берегу моря – у нас всегда дует ветер.

Возможно, мы еще вернемся к использованию ветрогенератора, но нужно тщательно изучить этот вопрос. Особенно с разрешительной документацией. Рядом с нами много птиц, — недалеко находится заповедник. Солнечные панели более прогнозируемы и более безопасны.



– Как война повлияла на состояние и планы предприятия?

– Ситуация непростая. В прошлом году у нас была очень длительная обрезка винограда. Даже работники не могли до нас добраться – не работал транспорт. Не всю химию могли купить, ситуация с дизелем была сложной.

У нас в прошлом году почти не было орошения. Мы не смогли закрыть теми солнечными панелями, которые у нас были, все нужды. Поэтому мы выбрали только один сорт, который, по нашему мнению, мог бы нас финансово вытащить. Его мы и орошали. Весь другой виноградник – нет.

Была в прошлом году еще одна ситуация. Мы до сих пор не получили ответа, что это было, а возможно никогда его не получим. Очень возможно, что виноград получил химические ожоги. Все из-за проводимых у нас военных операций из-за запусков ракет.

В конце июня рост виноградника полностью остановился. Поэтому в этом году мы делали обрезку только для восстановления. К тому же прошлый год был еще и засушлив. Но то ли это засуха, то ли что-то другое привело к этой непонятной ситуации – этот вопрос пока остается без ответа.

В этом году сильного урожая мы также не ожидаем – если нет листового аппарата, не будет и нормальной работы корневой системы. Соответственно, закладка урожая на текущий год.

В этом году была еще довольно засушливая зима. У нас 2023 год будет «годом сохранения-восстановления». Надеюсь, сможем выровнять ситуацию с орошением хотя бы на одном участке.

 

SEEDS

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!