Снижение НДС для аграриев увеличит возможность для злоупотреблений и уклонений от уплаты налогов
Верховная Рада снизила ставку налога на добавленную стоимость для определенных сфер агросектора с 20% до 14%. Некоторые из аграриев инициативу правительства поддерживают. Однако многие эксперты называют новый закон как минимум спорным, пишет SEEDS.
Новый закон устанавливает ставку НДС в 14% по операциям поставки и ввоз в Украину следующей сельхозпродукции: крупного рогатого скота, живых свиней, в части цельного молока, пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, соевых бобов, зерен льна и рапса, подсолнечника и других масличных культур, а также сахарной свеклы.
«Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс №3656 вызвал немало споров, как среди депутатов, так и среди аграриев.
Этот законопроект пролоббировали представители аграрных холдингов, специализирующихся на производстве и переработке зерновых и масличных культур.
Благодаря снижению НДС до 14%, они снизят свои расходы при закупке сырья. Зато при экспорте, например, масла государство будет возвращать им НДС из расчета 20%. То есть, за счет разницы ставок налогообложения они получат немалую выгоду.
Также, стоит обратить внимание на то, что закон распространяется на импортную продукцию. Все больше Украина импортирует мяса и молока, для дальнейшей переработки», – рассказал SEEDS кандидат экономических наук, независимый эксперт Александр Хмелевский.
«Снижение НДС на импортную продукцию снизит конкурентоспособность украинских производителей, ухудшит положение животноводства. Существование двух разных ставок НДС, усложнит администрирование налогов и бухгалтерскую отчетность, а также увеличит возможность для злоупотреблений и уклонения от уплаты НДС. Поступления от НДС в госбюджет снизятся.
Вместе с тем, закон будет стимулировать переработку продукции в Украине и сокращение сырьевой части экспорта.
В общем, власти следует кардинально изменить налоговую систему и заменить НДС на налог с оборота.
Для стимулирования развития перерабатывающих отраслей следует использовать другие стимулы, в частности, снижение процентов по кредитам, увеличение импортных тарифов, государственное финансирование проектов в аграрной сфере и т.д.», – добавляет Александр Хмелевский.
В то же время юрист помощник адвоката АО Matviyiv & Partners Тарас Левкович отмечает, что парламент нарушил законодательство Украины еще на этапе принятия закона №3656.
«Какую бы благу цель перед собой не ставила Верховная Рада, Украина является правовым государством и должна не только декларировать, но и действительно соответствовать этому признаку развитой демократии. Так, законом № 3656 нарушается одна из основ налогового законодательства – стабильность (пп. 4.1.9. П. 4.1. Ст. 4 НК Украины), по которой изменения в любые элементы налогов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, которым является календарный год.
В противоположность этому, разделом 2 Закона № 3656 установлено, что такой вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования, и применяется к налоговым периодам, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования.
Таким образом, уже на этапе принятия закона № 3656 парламентом нарушено законодательство Украины, отнюдь не характеризует положительно высший орган управления в государстве и не способствует выработке доверия населения к этой властной институции. Несмотря на период принятия закона № 3656, предложенные им изменения могли бы стать юридически обязательными только с начала 2022», – подчеркнул Тарас Левкович.
«Тем не менее, каких фактических последствий ждать от закона № 3656? В начале, снижение ставки НДС, очевидно, приведет к уменьшению размера оборотных средств предприятия, поскольку механизм администрирования НДС является несовершенным и ожидать возмещения налогового кредита можно месяцами.
Уменьшение ставки НДС должно способствовать искоренению махинаций по уменьшению налогового обязательства по уплате НДС (т.н. «скрутки»), при этом, пока от указанного механизма будет выгода, полного отказа от использования такого не будет.
Уменьшение ставки НДС касается сырьевой продукции, в то же время, распространенной является переработка такой на давальческих условиях, по результатам которой производителем сырья в дальнейшем реализуется уже готовая продукция. В то же время, законом №3656 снижение ставки НДС на готовую продукцию не предвидится, в результате чего конечный потребитель не получит никакой выгоды», – добавляет юрист.
«Установление уже четвертой отдельной ставки НДС усложнит работу и так уже печально известной системы СМКОР, которая очевидно потребует обновления программного обеспечения, которое может вылиться в новую волну «блокировки» налоговых накладных.
В случае импорта продукции с целью применения пониженной ставки НДС, недобросовестные экспортерами возможные манипуляции с кодами товаров УКТ ВЭД, аналогичные тем, что применяются в отношении ввозной/выездного пошлины», – отметил Тарас Левкович.
«Подытоживая, агропромышленный бизнес действительно требует определенных преференций со стороны государства, однако такая помощь должна быть эффективной, целенаправленной и результаты такой должны почувствовать как и игроки рынка, так и конечный потребитель.
Закон №3656 является как минимум спорным, он не будет способствовать решению этой ой глобальной проблемы, а действительным фактическим следствием его принятия будет потеря государственным бюджетом поступлений по уплате НДС», – считает юрист.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!