Сельскохозяйственная консультационная служба – важное звено между фермерами и мировыми инновациями, а также постоянными экопрактиками. Часть 2

0 14

Консультанты сельскохозяйственной консультационной службы – это специалисты, которые помогут фермерам и жителям сел Украины адаптироваться к сегодняшним изменениям. Именно они станут первыми помощниками для фермеров и жителей украинских сел по пути евроинтеграции и экологизации агропроизводства, пишет SEEDS.

В продолжение прошлой части этой темы своим видением роли консультантов в Украине поделился Роман Коринец, директор Национальной Ассоциации сельскохозяйственных консультативных служб в Украине.


Этот материал был подготовлен в рамках информационного проекта об экопрактиках для сельского хозяйства в партнерстве с ОО «Экодия».



– Как работает система сельскохозяйственных консультационных служб в странах ЕС?

– В Евросоюзе эта система имеет хорошую правовую базу. В частности, директива, регулирующая финансирование и некоторые другие аспекты реализации Совместной аграрной политики ЕС. Предполагается, что каждая страна, член ЕС, обязательно должна иметь Farm Advisory System, то есть систему сельскохозяйственных консультационных служб для фермеров.

Задача консультантов – помогать реализовывать общую аграрную политику, помогать фермерам быть участниками этого процесса, активными участниками.

Система сельскохозяйственных консультационных служб есть в каждой стране ЕС, хотя везде она организована и действует по-разному. Здесь Европейский Союз не ограничивает страну. Как они считают нужным, так и могут делать, но система должна обеспечивать комплексную консультационную поддержку для фермеров в сфере технологий, инноваций, экологии – всего, что касается работы на ферме.



К примеру, в Польше так существует сеть центров сельскохозяйственных консультационных служб. Польский Doradztwa Rolniczego. Есть Сельскохозяйственный консультационный центр в Брвинове с филиалами в Кракове, Познани, Радоме и Варшаве. Эта структура полностью подчинена Министерству сельского хозяйства и сельского развития – так называется польское министерство. Государство заказывает им работы, услуги и так далее.

Есть другие системы. К примеру, в Латвии долго выбирали, в какой форме это должно быть, и остановились на такой организационно-правовой форме – общество с ограниченной ответственностью. Но когда начинаете разбираться, то видите следующее: да, это общество с ограниченной ответственностью, но 99% этого общества принадлежит Министерству земледелия Латвийской Республики. И один соток местных ассоциаций фермеров.

Читайте также: Какие вызовы для устойчивого развития агропроизводства можно разрешать с помощью точного земледелия?

Во Франции этим занимаются сельскохозяйственные палаты. Традиционно Франция, Западная Германия, Австрия – это мощные сельскохозяйственные палаты. Их деятельность регулируется отдельным законом, но они финансируются государством и фермерами.

Каждая страна ЕС имеет систему консультационных служб, и каждая – свою.



– Какие же сельскохозяйственные консультационные службы в Украине?

– Поскольку Украина бедная страна, сразу было понятно, что людям будет сложно платить за консультационные услуги. Поэтому мы надеялись, что это сначала будет чисто государственная служба, а со временем произойдет переход к частным службам.

Кстати, именно такой подход был использован в свое время в Британии. Британцы в конце Второй мировой войны создали сельскохозяйственную консультационную службу и только в 70-х годах правительство приняло решение, что британские фермы уже достаточно зарабатывают, чтобы начать платить за консультационные услуги.

Подобная схема планировалась и для Украины. Однако в 2004 году был принят закон о сельскохозяйственной консультационной деятельности, где была заложена уже немного другая модель. Речь шла о том, что консультационными службами или субъектами консультационной деятельности могут быть юридические лица разной организационно-правовой формы.



Сейчас консультационные службы в Украине – это все частные организации в разных формах. В стране нет единой организационно-правовой формы. Львовская аграрная консультационная служба – это благотворительный фонд. Днепропетровская сельскохозяйственная консультационная служба – и общественная организация и общество с ограниченной ответственностью. В Виннице и Хмельницком – это кооперативные организации.

Хорошо ли это или плохо – не скажу. Форма здесь, по-моему, не имеет решающего значения, имеет значение содержание. Сейчас, во время войны, у нас нет никакого бюджетного финансирования. Есть другие приоритеты. Но оно было очень коротким, или совсем не было и в мирное время. Хотя в законе Украины о сельскохозяйственной консультационной деятельности записано, что в программах, направленных на развитие сельского хозяйства и сельской местности, должно быть предусмотрено 5% средств на консультационное сопровождение этих программ. Но, к сожалению, эта норма закона ни разу не была выполнена правительством.

– О какой помощи просят консультантов? А что, напротив, фермеры пока не видят приоритетным направлением, но консультанты заинтересованы внедрять это в сельском хозяйстве?

– Систему консультирования знают там, где у нас активно работают консультационные службы. К примеру, Львовская аграрная консультационная служба. Что интересует людей? В первую очередь, где взять деньги для развития, особенно сейчас. Как воспользоваться разными возможностями, грантами и так далее. Это интересует всегда и всех. Но, к сожалению, это не совсем правильно: фермеров должно заинтересовать то, как эффективно воспользоваться этими ресурсами.

Многих сегодня интересует и то, где продать продукцию, как организовать и использовать возможности кооперации. В последние годы одним важным направлением работы наших коллег из Львова, Днепропетровска, Полтавщины, Хмельнитчины, Волыни является помощь сельским людям в создании семейных фермерских хозяйств.

В Украине есть институт семейного фермерского хозяйства без создания юридического лица. Я был одним из разработчиков этой идеи и законопроекта. В чем ее суть?   Вы имеете несколько своих гектаров земли или даже соток, решили официально заниматься сельским хозяйством, регистрируетесь ФЛП, если это семья – объединяете несколько своих паев, земельные участки, и один из членов семьи регистрируется ФЛП и от вашего имени ведет фермерское хозяйство. Это и есть семейное фермерское хозяйство (СФГ) без создания юридического лица.



Для ФЛП предусмотрена упрощенная система налогообложения. Да, вы платите налоги, но за это государство вам дает бонус. Первое: вы можете воспользоваться всеми программами государственной поддержки. Более того, государство обещает компенсировать вам ЕСВ и платить за вас эти социальные взносы в течение 10 лет, чтобы у вас еще и была нормальная пенсия. Только выходите и работайте в официальном поле.

Сначала люди с недоверием относились к этому, но потом это сработало. И последние годы работы наших консультационных служб – это поддержка оказания помощи в созданных семейных фермерских хозяйств. Это людям интересно. Эта работа продолжается и сейчас.

Надо отдать должному правительству, в бюджете аграрного министерства, даже во время войны осталась компенсация ЕСВ для семейных фермерских хозяйств без создания юридического лица.



– Какое ваше видение дальнейшего развития системы сельскохозяйственных консультационных служб и подготовки консультантов в Украине?

– Как человек прагматичный, выхожу из того, что, имея статус страны кандидата до вступления в ЕС, мы обязаны иметь сельскохозяйственных консультационных служб для фермеров. Это, вопрос, вероятно, будет частью переговорного процесса, это наше обязательство и Украина, как государство, должна это сделать.

Также в плане мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС записано несколько пунктов, касающихся консультирования, в частности, создания национального центра сельскохозяйственного консультирования и создания консультационных служб для общины.

Читайте также: Как львовяне из проблемы отходов создают устойчивое решение с выгодами не только для города, но и для фермеров

Зачем нам нужен национальный центр? Для того чтобы все играли по одним правилам. Все большую актуальность в Украине приобретает тема сельского развития, а не просто сельского хозяйства. В мире эта тенденция находит отражение даже в названиях министерств. В Польше есть министерство сельского хозяйства и сельского развития. В Эстонии еще более крутое название – Министерство по делам сельской жизни. У нас будет точно так же. Со временем.



Кстати, это отражается на характере консультационной деятельности. Общемировая тенденция – переход от сельских хозяйственных к сельским консультационным службам. Когда консультационные службы охватывают своими услугами разные стороны жизни села.

Сельское хозяйство в развитых странах – это 2-4% занятых и 2-4% ВВП. Для этих стран оно играет несколько иную, социальную роль, в частности, сохранение поселенческой сети, обеспечение занятости в сельской местности, потому что это важно для безопасности страны.

Мы можем удивляться, почему правительства стран ЕС так поддерживают сельскую местность, хотя при этом доля ВВП сельского хозяйства очень невелика. Здесь другие задачи, другие функции. И пока мы не поймем эту сущность общей аграрной политики ЕС, мы будем говорить, что не нужно нам никакого консультирования, зачем малые фермеры, если наши крупные компании «закроют» все вопросы в агропроизводстве.

– Какие возможности и вызовы для консультантов дает евроинтеграция?


– В первую очередь, обязаны иметь в Украине Farm Advisory System. Это возможность для развития консультирования. И вызов одновременно, потому что систему нужно создавать.

С европейскими коллегами недавно мы завершили работу над подготовкой Дорожной карты по присоединению Украины к инструментам предвступительной подготовки для сельского развития. Так называемый IPARD. Он доступен для стран – кандидатов в члены ЕС. Он – или какой-либо другой, который придет на смену – может быть доступен для Украины в будущем. В настоящем IPARD также предусмотрены возможности для поддержки консультирования.

Читайте также: Сельскохозяйственная консультационная служба – важное звено между фермерами и мировыми инновациями, а также постоянными экопрактиками

Недавно провели опрос и спросили: сколько Украине нужно время, чтобы Украина стала членом ЕС? Где-то процентов 40 сказали, что нам нужно 3-5 лет. То есть более 80% респондентов считают, что мы через 5 лет можем стать членом ЕС.

А что вы знаете об общей аграрной политике? А что знает сельское население, сельские общины, бизнес об общей аграрной политике? Около 90 процентов ответили, что, либо вообще ничего, либо кое-что, но очень мало.

А теперь представьте себе, что мы вступим в Евросоюз. Зачем мы вступаем? Да для того, чтобы воспользоваться возможностями и преимуществами, которые открывает членство в Европейском Союзе. Открытыми рынками, разными фондами, в том числе двумя ключевыми фондами – Фонд поддержки сельского хозяйства и Фонд поддержки сельского развития.

И вот мы перешагнули этот порог, а дальше оглядываемся и не знаем, куда бежать, что делать. Ничего не знаем соответственно и не можем воспользоваться этими преимуществами.



А что дальше будет? Люди как себя ведут, если чего-то не знают или не понимают? Они ищут виновного. Скажут, зачем нам этот Евросоюз был?

Да, важно, чтобы был эффективным процесс евроинтеграции на политическом уровне. Когда наши чиновники, чиновники, политики ездят в Брюссель, ведут переговоры… Но большой вызов сегодняшнего дня – это то, что люди ничего не знают о Европейском Союзе, о правилах, по которым будут. жить. Да, наш крупный бизнес быстро адаптируется – жизнь заставляет. А малое и среднее, сельское население, сельские общины?

Средний размер фермерского хозяйства в Европе 40-50 гектаров, в Польше – около 13 гектаров. И именно на них ориентирована вся Совместная аграрная политика ЕС. Наши фермеры придут туда и что они будут делать, не зная правил? Это и есть самый большой вызов и задача советников, – подготовка украинского села, украинских фермеров к членству в ЕС. Не ко вступлению, а к членству, к жизни в условиях ЕС.



Я в 2004 году приехал к нашим коллегам в Латвию, они в то время как раз имели активный процесс интеграции в ЕС. Спрашиваю: коллеги, чем занимаетесь в настоящее время? Роман, говорят, не поверишь, 80% нашей работы – это помощь латвийским фермерам и крестьянам «освоить» средства Европейского Союза. Потому что сами они этого не сделают.

Мы не строим иллюзий, что все украинские фермеры будут изучать, как работает европейский Фонд сельского развития, как туда попасть, но они должны понимать, что такие возможности есть и знать, к кому обратиться за помощью.

– Зная опыт коллег консультантов из стран ЕС, можно ли предусмотреть, как будет действовать эко цепочка усовершенствования практик фермерского хозяйствования?

– Фермеры – люди прагматичные. Потому что это бизнес. Если мы посмотрим на Совместную аграрную политику ЕС, то мы понимаем, что очень «зеленая» эта политика во многом применения экопрактик. Более того, для того чтобы получить определенную поддержку от структурных фондов ЕС, нужно выполнять правила о сохранении окружающей среды.

Да, не все фермеры даже в ЕС в восторге от этого. Очень часто фермеры в Европе протестуют против применения определенных правил “зеленой” политики. Но это долговременная политика, и фермеры будут потихоньку привыкать.

Что в Украине? У нас есть хозяйства, которые применяют разные экопрактики. К примеру, No-Till. Есть хозяйства, понимающие, что нельзя использовать бездумно то, что в народе называют «химией». Есть хозяйства, занимающиеся органическим земледелием. Украина занимает высокие позиции в производстве органической продукции. Да, органика довольно недешевое удовольствие.

Сложно ожидать, что в бедных странах, а, к сожалению, мы страна бедная, органические продукты будут пользоваться большим спросом. Если же мы говорим об экспорте такой продукции в страны ЕС, там есть свои правила. Если мы не будем следовать этим правилам, мы просто не попадем на этот рынок.

В общем, «органическое» совещание, «зеленое» консультирование будет приобретать все больший вес.

Экологические практики – это не только о качестве финального продукта, но и о технологиях и долгосрочных перспективах. Сельское хозяйство – это один из тех секторов, что очень зависит от состояния окружающей среды (почв, воды, опылителей и т.п.), поэтому важно заботиться и сохранять их здоровье. Можно вести бизнес и внедрять экологические требования, то есть эффективно и бережно использовать ресурсы, не понеся потерь. Поэтому вступление Украины в ЕС поможет понять, что экологические требования и практики являются важной частью каждого производственного процесса.


Экодия – это общественная организация, которая уже много лет работает над тем, чтобы сельское хозяйство развивалось с меньшим ущербом для окружающей среды. И мы стремимся помогать в этом фермерам и фермеркам Украины и узнавать ваш опыт, чтобы сделать внедрение устойчивых практик еще более приятным и полезным для вас.


Присоединяйтесь к онлайн сообществу и узнавайте о стали сельхоз практики, а также делитесь собственным опытом и идеями.

Ждем вас по ссылке: https://www.facebook.com/groups/1058353138940722

 

 SEEDS

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!