«С торговыми сетями работать не планируем: они выкручивают руки производителю» – Анатолий Аршулик, СОК «Волынский картофель»

0 149

Тема действенной кооперации украинских агропроизводителей обсуждается не первый год. Впрочем, в основном, украинские фермеры пока с недоверием относятся к этой модели, неплохо действующей в цивилизованных странах. Есть аналогичный пример и в Украине: 15 фермеров из Волынской области два года назад основали сельскохозяйственный обслуживающий кооператив (СОК) «Волынский картофель». Сейчас фермеры из нескольких районов Волынской и даже соседней Львовской областей выращивают картофель на общей площади более 200 га.

О сложности объединения фермерских хозяйств, основных принципах работы СОКов, проблемах и развитии украинской картофельной отрасли, особенностях сотрудничества с ритейл-сетями, а также о том, какие именно фермеры нуждаются в господдержке, SEEDS пообщались с руководителем кооператива Анатолием Аршуликом.

«В кооператив пришли люди, объединенные общей идеей – выращиванием картофеля»

– Анатолий Аполлонович, игроки агрорынка говорят о незначительной эффективности кооперации в Украине. Ваш сельскохозяйственный обслуживающий кооператив (СОК) «Волынский картофель» насчитывает на сегодня 15 участников. Как удалось его создать?

– В свое время вместе с совещательной службой Волынской области выиграли грант Европейского Союза – Министерство экономики Германии, профинансировало создание картофельного кооператива. Область подключилась в части 10% оплаты от гранта. В результате на Волыни были созданы овощной и плодоовощной кооперативы. Один из них – СОК «Волынский картофель». В ходе презентации проекта нашлись сельхозпроизводители соседних районов, которым было интересно работать общей командой. Первая наша инициативная группа представляла Локачинский и Луцкий районы, а потом к нам присоединились Рожищенский, Ковельский, Киверцовский, а также Сокальский район Львовской области.



– Кто были первыми членами кооператива и инициаторами его создания? Как удалось объединить фермеров?

– Инициировал создание кооператива я, а базовым предприятием кооператива было и остается фермерское хозяйство «Эко-Тур». Приятно, что сейчас довольно мощные фермерские хозяйства вошли в нашу кооперацию. Есть общая цель – выращивание картофеля.

Так проще решать вопросы, которые сложно преодолеть фермеру-единоличнику. Это и формирование товарных партий картофеля соответствующего качества, обеспечение материальными средствами производства, которые кооператив покупает совместно. Кстати, чем больше партия, тем дешевле закупки, помогаем друг другу техникой, семенами, делимся информацией о конъюнктуре рынка.

Ежегодно проводим несколько обучений для членов кооператива. Это важно даже для тех, кто имеет агрономические фундаментальные знания. Ведь картофель – специфическая культура, которая все время требует новых знаний относительно технологий, климатических условий выращивания.

Во время обучений разрабатываем технологические карты для выращивания продовольственного и семенного картофеля. К проведению мероприятий привлекаем лучших украинских специалистов по картофелеводству. Также проводим Дни поля для членов кооператива. Это также своеобразное обучение и популяризация сортов, которые являются наиболее актуальными для выращивания в Западной Украине.

– Интересно, по какому принципу в Вашем кооперативе происходит распределение доходов, ведь многих пугает именно эта сторона работы кооперативов?

– Распределения доходов в нашем кооперативе еще не было, потому как такой кооперативной совместной работы, например, как покупка техники или строительство объектов мы еще не проводили. Сейчас мы просто помогаем друг другу на общих основаниях.

– А верите ли Вы вообще в то, что можно вместе с небольшими производителями скооперироваться и, например, построить современное картофелехранилище?

– Да, но при условии 50% и более возмещения стоимости строительства со стороны государства. Меньший размер возмещения со стороны государства не даст серьезного эффекта для развития сельхозкооперативов.

Если посмотрим на пример Польши, то там фермерским кооперативам возмещается государством до 90% средств на приобретение оборудования или строительство хранилищ. Это позволило им достаточно быстро построить и обновить мощности по хранению, переработке и тому подобное.

– Работает ли на базе Вашего кооператива накопительный центр?

– Пока нет, ведь мы – относительно молодой кооператив. К сожалению, законодательство не способствовало развитию кооперации, в частности, для того чтобы кооперативы могли строить картофелехранилища, другие инфраструктурные объекты. Члены кооператива приобрели и оборудовали ранее действующие картофелехранилища. За два года наш кооператив пополнился тремя такими хранилищами.

«Фермерам необходима помощь государства в реализации проектов по оборудованию системами орошения»

– Как у Вас решается вопрос орошения?

– На Волыни в целом достаточное количество осадков – около 700 мм, поэтому особой необходимости в поливе до недавнего времени мы не имели и получали 400-500 ц / га. Впрочем, не всегда эти осадки выпадают именно тогда, когда нужно фермеру. Два года назад купили оросительные пушки, которые стояли без дела. В прошлом году провели обучение по технологии орошения: как капельного, так и методом дождевания. К обучению привлекли коллег-фермеров с Херсонщины, которые не первый год имеют капельное орошение на площадях от 20 до 50 га и получают урожаи по 600-700 г/га, кстати, из выращенных нашим кооперативом семян. В планах на ближайшие 5 лет у нашего кооператива – ввести систему капельного орошения посевов картофеля для минимизации климатических рисков.

– Можно ли рассчитывать при реализации такого проекта на госпрограммы по поддержке картофелеводства?

– Не только можно – нужно! Если посмотреть на современное земледелие центральных регионов Украины, то доходный благодаря плодородным почвам и благоприятным климатическим условиям бизнес при глобальных климатических изменениях стал довольно рискованным.

Все мы видели, что в этом году происходило с посевами кукурузы. Повышение температуры из восточных и южных областей распространяется на Запад Украины. Поэтому государство должно выделять средства не на ликвидацию последствий засухи, а поддерживать введение мелиорации в сельском хозяйстве.

Орошение – это гарантированное развитие земледелия. Поэтому государство должно выделять средства не только на частичное возмещение стоимости машин и оборудования для орошения, но и стоимости электроэнергии, воды.

5 лет назад мы находились на обучении по технологии производства картофеля в Нидерландах. Несмотря на то, что грунтовые воды там залегают довольно близко к поверхности почвы, местные фермеры все время поливают посевы картофеля и получают урожай на уровне 700 ц/га.


«Картофелеводы готовы обеспечить качественным сырьем перерабатывающую отрасль»

– Вы подавали свои предложения относительно программ по господдержке картофелеводов и овощеводов на последующие годы. Назовите, пожалуйста, Ваши самые актуальные позиции?

– Лет 30 назад в Западной Украине работали крупные крахмальные заводы. Сейчас нет никаких мощностей по переработке картофеля, хотя ежегодно производим достаточно большой процент в структуре валового производства картофеля Украины. Именно Западный регион является наиболее благоприятным с точки зрения почвенно-климатических условий для выращивания картофеля. В восточной Польше также выращивается много картофеля на наиболее пригодных для этого почвах.

Для переработки картофеля в соседних польских воеводствах локально создают сырьевые зоны. Сырьевая зона Западной Украины ничего аналогичного не имеет. Мы, как картофелеводы, готовы обеспечить сырьем надлежащего качества производство чипсов, фри, крахмала – что угодно. Мы хотели бы, чтобы нашелся инвестор, который бы построил в Западной Украине хотя бы одно перерабатывающее предприятие.

А пока самостоятельно ведем такие переговоры в двух направлениях: переработка картофеля на крахмал и производство чипсов. Конечно, переговоры притормозил короновирусный кризис, но тем не менее, считаю, что вопрос вскоре приобретет актуальность.

– Существует мнение, что на свежий рынок фермер всегда может реализовать свою продукцию дороже, чем на переработку. Да, это определенная стабильность, которую гарантирует свежий рынок. Но для переработки нужны специфические сорта.

– Надеемся, что крахмальный завод в Западной Украине в ближайшее время заработает. Для этого завезли сорта немецкой селекционной компании Europlant. Они имеют высокое содержание крахмала, их рентабельно выращивать, потому что не требуют много труда и особых затрат на сортировку.

«Поддержка малых сельхозпроизводителей стимулирует развитие территориальных общин на селе»

– Какой Вы видите эффективную поддержку отрасли картофелеводства в Украине?

– Если мы говорим о строительстве картофелехранилищ, то это должно быть опять же возмещение не менее 50-75% стоимости самого строительства и оборудования. Относительно фермерских хозяйств и кооперативов, мы уже имели один год такую ​​практику в государстве, но она не касалась картофелеводства, а была нацелена на возмещение 90% стоимости закупки оборудования для переработки.

Второй момент – возмещение для производителей картофеля, которые выращивают продукцию для дальнейшей переработки на крахмал. Например, государство дотирует выращивание 1 кг картофеля в размере 0,4-0,5 грн. Это следует делать, чтобы крахмал, который будет производиться с этого картофеля, был конкурентным. Ведь сегодня на рынке демпингует белорусский крахмал за счет низких, по сравнению с украинской продукцией, цен. Все это больно бьет по отечественной переработке. То есть государство однозначно должно вмешаться в этот процесс.

– Реально ли вообще получить средства по программам господдержки?

– В прошлом году ряд фермеров нашего кооператива пользовались госпрограммами по частичному возмещению стоимости семян картофеля, частичному возмещению стоимости закупки сельхозтехники и оборудования, процентов по кредитным программам. Считаю, что поддерживать нужно именно малых сельхозпроизводителей, а не крупные агрохолдинги, которые имеют кредитные ресурсы, инвестиционные программы и достаточно собственных средств для развития бизнеса.

Государство должно сосредоточиться на поддержке фермерских хозяйств и сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Такая поддержка будет способствовать и развитию территориальных общин. Если мы говорим о крупных агрохолдингах, то они приехали, собрали урожай, оплатили налог и все – решение инфраструктурных вопросов им совершенно неинтересно. Нам же сегодня важно сохранить плодородие почв и развивать сельские территории.


 «Нужно зеркально ограничить ввоз в Украину импортного картофеля»

– По какому сценарию будет развиваться картофелеводство в ближайшие годы?

– Во-первых, нужно огласить и законодательно зафиксировать приоритет отрасли. Ведь картофель – это социальный продукт, который является краеугольным камнем продовольственной безопасности украинцев учитывая масштабы его потребления и место в рационе.

Во-вторых, нужно зеркально ограничить ввоз в Украину импортного картофеля. Я не говорю о полном запрете импорта, а о введении зеркальных мер в отношении тех стран-импортеров, которые давно ввели ограничительные меры в отношении украинского картофеля. Это касается, в первую очередь, российской, белорусской, а также продукции из стран ЕАЭС и даже Европы.

Кроме поддержки нашего производителя, это обеспечит нам фитосанитарную и карантинную безопасность. Ведь наши почвы не должны засоряться карантинными организмами, такими, например, как томатная моль, которая была ввезена в Украину вместе с турецкими помидорами из-за пробелов украинского законодательства в части фитосанитарной безопасности.

Нужно как можно быстрее инициировать внесение изменений в законодательство, которые неоднократно озвучивались Украинской ассоциацией производителей картофеля (УАПК) и направлены Департаментом фитосанитарной безопасности Госпродпотребслужбы в паламент.

«С торговыми сетями работать не планируем: они выкручивают руки агропроизводителю»

– Работали ли Вы с системой ProZorro? Если да, то в чем заключаются сложности ее использования?

– Да, работали по закупкам – продаже семян. Это довольно громоздкая работа, ведь она требует предоставления большого количества документов. Поэтому в ней фермерскому хозяйству очень сложно, ведь нужно обеспечить юридическое и бухгалтерское сопровождение. Но пока далеко не каждый фермер имеет собственного бухгалтера, поэтому это может сделать кооператив.

Нам интересно работать и с бюджетными организациями, и с пенитенциарными учреждениями, с военными частями. Но пока нас не устраивают условия  логистики.

Хочу еще обратить внимание на необходимость более тщательного отслеживания соответствующими органами процессов, которые происходят на ProZorro. Ни в коем случае картофель из России или Беларуси не должен попадать в государственные учреждения и закупаться за государственные средства – это принципиальный вопрос, касающийся национальной продовольственной безопасности.

– Какие пути реализации Вашей продукции?

– Продаем в различные области Украины: южные, восточные и центральные. Работаем с экспортерами картофеля. Входить в торговые сети пока не планируем. Дело в том, что при сотрудничестве с сетями очень часто возникает вопрос своевременного и в полном объеме согласно договоренностей возврата денег за поставленную продукцию. Кроме того, в сети существуют вопросы приема картофеля под реализацию, во время которого они, условно говоря, «выкручивают руки» производителю. Нам не нравятся такие нечестные методы работы. Поэтому работаем в основном с трейдерами.



– Ваше собственное фермерское хозяйство – это семейный бизнес. Насколько это помогает в работе?

– Да, моя семья – жена, трое сыновей и невестка по образованию являются профессиональными агрономами и поэтому имеют возможность на профессиональном уровне заниматься развитием нашего хозяйства. Конечно, семейный подход идет на пользу развития фермерского дела.

 

Катерина Зверева, директор по развитию УПОА для SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!