Распашка склонов Украины: как предотвратить деградацию почв
Поля Украины не всегда идеально равны. Достаточно много аграрных земель – это склоны, неправильная распашка которых влечет за собой настоящую катастрофу. Последствия небрежного отношения к почвам игнорируют многие украинские фермеры, не осознавая, что украинский чернозем медленно исчезает, пишет SEEDS.
Восстановление плодородия поля потребует много времени и больших денег. Следовательно, наиболее рациональным будет торможение уже существующих эрозионных процессов и различное предупреждение возникновения новых.
Анна Даниляк, специалист по устойчивому сельскому хозяйству ОО “Экодия“:
«Распашка склонов кроме деградации почвы также является сильным фактором загрязнения водной среды. Все агрохимикаты и пестициды, использованные без необходимых мер предосторожности, будут вымыты поверхностным стоком в ближайшие водоемы, и вместо ожидаемого воздействия на сельхозкультуры становятся причиной загрязнения рек, озер и прудов.
Применение удобрений и средств защиты растений на склоновых участках также имеют свои особенности, чтобы эффективно использовать эти активные вещества и не вызвать проблемы для окружающей среды и здоровья людей. При увеличении градуса склона необходимо корректировать в меньшую сторону дозу внесения удобрений.
Также необходимы и противоэрозионные меры на склонах, которые перехватывают и удерживают химические соединения на месте их применения. Такие меры предусмотрены для выполнения наставлений Нитратной Директивы ЕС, которая работает у наших соседей уже несколько десятилетий и имеет положительный эффект – нужно пользоваться этим опытом».
Больше о распашке склонов, ошибках фермеров и возможностях решения этой проблемы в интервью для SEEDS рассказал доктор сельскохозяйственных наук Андрей Ачасов в рамках информационного проекта об экопрактиках для сельского хозяйства при поддержке ОО «Экодия».
– Наносит ли распашка склонов под поля вреда почвам и окружающей среде?
– Во-первых, почва – это исчерпывающий ресурс. То есть то, что мы теряем, оно уже не восстановится. Разве что во времена наших далеких потомков может восстановиться та почва, которую сейчас называют смытой, то есть эродированной.
Если говорить именно о водной эрозии, здесь возникает первый вопрос: можно пахать на склонах. Все зависит от ситуации, потому что склон – это любая территория с уклоном более 1-2 градусов. Соответственно, в Украине таких земель будет очень много, и вовсе их не использовать мы не можем.
Поэтому, конечно, пахать на склонах можно, но с соблюдением всех мер по сохранению почвы. В законодательстве даже есть запрет распашки земель более 7 градусов.
– Существует ли научная градация склонов?
– Наша отечественная наука имеет большие наработки, как теоретические, так и практические. Есть классификации по форме, экспозиции, крутизне.
Например, в концепции «контурного мелиоративного земледелия» речь идет о градации склонов по крутизне на три группы: 0-3 градуса, 3-7 (или 3-5) и более 7 (или 5) градусов.
В соответствии с ним склон от 0 до 3 градусов можно использовать, условно говоря, как угодно. На склонах второй группы нельзя сеять пропашные, то есть эрозионноопасные культуры, вроде подсолнечника, кукурузы. Можно размещать зерновые, например, пшеницу. На крутых склонах третьей группы желательно размещать многолетние травы.
– Есть ли дополнительные технологии, которые помогают предотвратить процессы эрозии при обработке почв аграриями?
– Конечно. Самый простой, и рекомендованный не только в Украине пример, это вспашка поперек склона.
Логика понятна: каждая наша борозда вдоль склона, это новый канальчик для воды, по которому она будет стекать. Так эрозия только ускорится. Но если борозда пойдет поперек склона, это наоборот поможет затормозить воду и позволит ей оставаться на поле.
Если брать глобально, то эрозия – проблема, которой мы не можем полностью избежать. Повсюду, всегда, во все времена, во всех странах, как только человек вмешивался в почву, – появлялась эрозия.
Кроме того, задерживая воду на склонах, мы не только предупреждаем эрозию, мы еще оставляем эту влагу в почве и повышаем урожайность.
Читайте также: В Украине продолжает расти рынок сельхозземель
Та же контурно-мелиоративная организация территории, настроенна таким образом, что все операции, выполняемые фермером, проходят с учетом рельефа. То есть почва обрабатывается поперек склона, каждая борозда задерживает воду, вода тормозится, всасывается и дальше идет на урожай.
Кроме того, есть много других специальных мер, например, щелирование, мульчирование почвы. Щелирование сейчас практически не применяется, а вот мульчирование – наоборот.
Это простой, очень эффективный способ, когда на поверхности оставляем растительные остатки. И это полезно во всех аспектах.
Очень эффективным вариантом является нулевая технология обработки, при которой почва практически не нарушается, на поверхности остаются все растительные остатки и, как результат, получаем квазицилинное состояние почвы. Понятно, что в таких условиях водной эрозии практически не бывает.
– Можете ли террасирование стать спасением фермеров при обработке почвы на склонах?
– Террасирование – это строительство на склонах ступенчатых плоских образований, на которых можно высаживать сельскохозяйственные культуры или деревья. Как правило, террасирование применяется в горных местностях, на равнинных территориях террасируют иногда лишь крутые склоны больших оврагов или балок.
Возможно речь об использовании на полях валов-террас. Это такие маленькие наорные возвышения, сантиметров 30-50 высотой. Они расположены на склонах через определённые промежутки и служат задержателями поверхностного стока. Они вписываются в рельеф местности, занимают мало места и широко используются по всему миру.
– Как наглядно можно понять, что склон разоряется, но фермеры не используют дополнительные технологии?
– Я часто общался с фермерами, обычно по другим вопросам. Бывает приезжаешь на фирму, как раз, после дождя, на дороге остаются потоки почвы, смывшейся с поля. Говоришь фермеру: давайте с этим тоже что-нибудь будем делать. Но человек машет рукой, мол: у меня такого добра еще много.
Наши почвы, они уникальны. Черноземы, черная земля – плодородная земля, в Европе таких почв нет. Этот черный цвет прокрашивает почву глубоко и людям кажется, что это навсегда. Но когда верхний слой таки смоется полностью и на поверхность выйдет более светлый слой – это уже материнская порода. И вот тогда, о получении хороших урожаев можно забыть.
– Что должен делать фермер, чтобы уменьшить эрозию почвы на склонах. Может ли повлиять на его некорректное отношение к распашке склонов община?
– В наших условиях, как бы банально это звучало, поможет просвещение. Жизнь фермера крайне трудна. Человек действительно работает 24 на 7, все 12 месяцев в году, то есть это постоянная жизнь-работа. Я понимаю, что фермеры думают преимущественно о том, как заработать, отбить деньги, которые взяли в кредит.
Но именно потому они и не имеют времени, не имеют желаний, а возможно просто не знают о том, что можно возделывать землю по-другому.
Если взять такие идеальные условия, которые есть, скажем в США, или в Евросоюзе, который сейчас сильно занимается именно охранной почвой, то там форма влияния – это деньги, субсидии за то, например, чтобы фермеры не разоряли крутые склоны. К тому же чем круче склон, тем сильнее он эродирован, тем труднее на нем получать хорошие урожаи. То есть выведение таких земель из интенсивного возделывания просто выгодно – и с экологической и экономической точек зрения.
Сегодня добавилась еще одна глобальная проблема – изменение климата из-за парникового эффекта.
Парниковый эффект вызван повышением концентрации в атмосфере углерода. И сейчас вопрос уменьшения концентрации CO2 в атмосфере очень актуален. Есть даже предложения по созданию специализированных заводов по консервации СО2.
Как ни странно, но именно эродированные почвы здесь могут помочь. Ведь именно тот темно-серый, черный цвет почвы, он обусловлен содержанием органического углерода или иначе – содержанием гумуса. В эродированных почвах гумус практически потерян. И если найти возможности для консервации этих почв, то именно у них будут самые быстрые темпы гумусонакопления. То есть, эродированные почвы могут стать эффективным средством для секвестрации атмосферного углерода.
А это один путь экономической поддержки аграриев путем предоставления компенсации в рамках «углеродной экономики».
Представьте, что заработала схема, когда специалисты советуют фермерам какие почвы желательно законсервировать, вывести из обработки, фермеры выполняют эти рекомендации и получают компенсации от государства и зарубежных грантовых фондов. В выигрыше будут все.
Экодия – это общественная организация, которая уже много лет работает над тем, чтобы сельское хозяйство развивалось с меньшим ущербом для окружающей среды. И мы стремимся помогать в этом фермерам Украины и узнавать ваш опыт, чтобы сделать внедрение устойчивых практик еще более приятным и полезным для вас.
Присоединяйтесь по ссылке: https://www.facebook.com/groups/1058353138940722 и приглашайте знакомых фермеров!
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!