Требования, предъявляемые к перевозкам мясной продукции, пути решения кризисных ситуаций и выбор приоритетных направлений для поставок на внешние рынки – на эти вопросы ответил в интервью Seeds Андрей Кузьмин, коммерческий директор логистической компании KTL Ukraine, эксперт по грузоперевозкам с температурным режимом.
Украинское мясо активно пользуется спросом на мировых рынках. По данным Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Украина экспортировала мясной продукции за 9 месяцев 2021 года на сумму $593 млн, что на $100 млн больше, чем за аналогичный период 2020 года. При этом, учитывая, что мясо – это скоропортящийся продукт, экспортерам важно учитывать особенности логистической цепочки доставки.
«Логистические проблемы 2021-го года привели к еще большему росту себестоимости мясной продукции»
-Андрей, какие логистические проблемы были у украинских экспортеров мясной продукции в 2021 году?
-Во-первых, весь мир экспортной логистики, включая украинских экспортеров, столкнулся с проблемой сбоя в расписании судов, которые приходят с опозданиями от 2 до 15 дней. Учитывая, что мясная продукция перевозится в специальных контейнерах и рефрижераторах для поддержания определенной температуры, необходимо постоянное наличие электропитания в портах, что влечет за собой дополнительные расходы. Соответственно, чем больше задерживается приход судна, тем большие расходы несет поставщик.
Во-вторых, усложняет ситуацию большая востребованность мест на судах. Например, если экспортер имеет возможность для еженедельной отгрузки 100 контейнеров мяса по 25 тонн каждый, при этом возможности судна позволяют принять на борт лишь 50 контейнеров, то встает вопрос для экспортера, что делать с оставшимися 50. Ведь производительность предприятия заранее спланирована на определенные объемы. И в случае невозможности их полной отгрузки, производители несут дополнительную финансовую нагрузку, которая связана с хранением на складах.
Это так же привело к увеличению стоимости на морские перевозки и, как следствие, к росту себестоимости мясной продукции.
-Какие основные направления экспорта мяса на сегодняшний день являются приоритетными для украинских производителей?
-Устойчивые позиции для украинского экспорта занимают Саудовская Аравия и ОАЭ. Помимо этого, украинская мясная продукция экспортируется в страны ЕС, Западной Африки – Габон, Гана, Конго, Судан, страны Юго-Восточной Азии – Сингапур, Тайланд, Вьетнам, Малайзия, Индонезия и страны Средней Азии – Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Небольшие экспортные партии отправляются и в Японию.
Годовая квота экспорта мяса для украинских производителей в страны ЕС составляет 70 тыс. тонн. При выходе Великобритании из Евросоюза экспортеры получили возможность ежегодной поставки дополнительных 12 тысяч тонн на рынок Великобритании. При этом квота для стран ЕС сохранена в полном объеме.
«Требования к перевозкам мясной продукции могут отличаться в зависимости от норм ветеринарно-санитарного законодательства отдельных стран»
-Андрей, а что на счет импорта мясной продукции в Украину, какова его доля?
-Импортное мясо – достаточно дорогой продукт. В связи с невысокой покупательной способностью украинского населения и девальвационными процессами в стране, объемы импортированного мяса не велики. Однако, определенное количество продукции премиум-сегмента импортируется из США и Аргентины.
-Какие требования предъявляются к перевозкам мясной продукции, учитывая то, что санитарные нормы не позволяют осуществлять их совместно с другими продуктами?
-Отдельные требования стран-импортеров могут отличаться от норм их законодательства в ветеринарно-санитарной сфере. При этом, основные требования регулируются на уровне компетентных органов между странами-импортерами и экспортерами. В первую очередь, это касается согласования ветеринарных сертификатов и сертификатов происхождения продукции.
Многие импортеры перед погрузкой производят осмотр качества продукции, делая различные замеры ее характеристик. Также некоторые импортеры требуют установки специальных термодатчиков, которые позволяют отслеживать соблюдение температурного режима на всей протяженности маршрута поставки.
-Известны ли вам кризисные ситуации при перевозке мяса, где сложности с доставкой были связаны с ошибкой оформления документов?
-Помню такой случай, связанный с экспортом белорусского мяса в Китай. В порту перевалки сломался контейнер, поэтому во избежание порчи продукции мясо было загружено в другой контейнер, и отправлено импортеру.
При этом, между Беларусью и Китаем действует определенная система ветеринарного контроля – при загрузке груза в Беларуси его отслеживают китайские импортеры на протяжении всего логистического маршрута. И поскольку груз был загружен в порту в другой контейнер, в Китае ожидали контейнер №1, а пришел груз в контейнере №2. Таким образом, груз не смог пройти процедуру таможенного оформления, экспортер понес значительные расходы, связанные с простоем контейнера. В результате этого мясо пришлось уничтожить по причине порчи.
-Андрей, чем отличается логистика замороженной и охлажденной мясной продукции?
-Продукция глубокой заморозки имеет больший срок хранения, поэтому может перевозиться на значительно большие расстояния, чем охлажденная. Последнюю возможно доставлять на короткие расстояния лишь посредством автоперевозок. Охлажденное мясо, конечно, можно экспортировать при помощи авиаперевозок, но это скорее исключение, т.к. такой способ доставки делает мясо «золотым» – стоимость доставки будет предельно высокой.
-В 2021 году логистическая компания KTL Ukraine присоединилась к сети холодных перевозок Cold Chain Connect, а также получила членство в WCA Perichebles – экспедиции, занимающейся перевозкой скоропортящихся грузов. Какие преимущества для компании дает членство в подобных организациях?
-Cold Chain Connect – это сеть специализированных экспедиторских компаний по обработке грузов с температурным режимом, которые находятся по всему миру. Cold Chain Connect дает больший спектр возможностей и помогает в предоставлении дополнительных услуг в цепочке логистики.
Поделюсь примером взаимодействия нашей компании с Cold Chain Connect. Мы осуществляли экспорт яиц из Украины в Гонконг, при этом импортер в Гонконге не являлся конечным покупателем. Чтобы не выгружать контейнер с борта судна и избежать дополнительных расходов в связи с простоем в порту, реализовывать груз нужно было быстро в порту, либо же на подходе к Гонконгу из-за короткого срока годности.
Благодаря членству в Cold Chain Connect мы нашли партнера, который имеет свой холодильный терминал в Гонконге, где мы осуществили вывоз контейнера с терминала и разгрузили его на складе. В дальнейшем, по мере поступления заявок покупателей, наш партнер отгружал продукцию уже со склада.
WCA – самая крупная ассоциация экспедиторских и логистических компаний в мире, включающая в себя около 9 тыс. членов. Ассоциация состоит из нескольких подразделений. Компания KTL Ukraine состоит в подразделениях WCA Cold, WCA Pharm и WCA Perichebles. Помимо предоставления дополнительных услуг в цепочке логистики, мы также имеем возможность поиска поставщиков и покупателей продукции для наших клиентов.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!