Популяризация здорового образа жизни приводит к изменению потребительских привычек. Покупатели чаще обращают внимание на новые (или забытые старые) продукты, а также расширяют ассортимент потребления. В этом контексте интересным продуктом является тыква. В Украине уже начался сезон сбора этой культуры. В 2020 году страна увеличила экспорт тыквы на 76% — до 2 тыс. тонн. Более того — с 2016 года объемы экспорта продукта из Украины увеличились в 12 раз, сообщает SEEDS.
Как обстоят дела с потреблением и продажами тыквы, а также, как выйти на экспорт, в интервью для EastFruit рассказал Сергей Паращенко основатель компании «Чистый продукт», основным направлением деятельности которой ранее было выращивание чеснока. Позже основатель решил расширить ассортимент, добавив арбуз, землянику садовую и такую перспективную культуру, как тыква. Сам Сергей Паращенко называет ее «надежной».
— Ранее ваша компания занималась только чесноком. Когда решили выращивать тыквы, как развиваетесь в этой нише?
— Чесноком мы занимаемся в течение 15 лет, а тыквой — 10. За это время мы смогли совершенствоваться в сортах, технологиях. В начале делали акцент на тыквенную семечку. Много сортов попробовали. Но когда цена на семечку обвалилась, вынуждены были расширить продовольственные сорта. Начали активную дистрибуцию, подписали контракты с магазинами. Работаем с VARUS, «Сильпо», METRO и другими торговыми сетями.
Сегодня вышли на выращивание 9 продовольственных сортов тыквы. Даже свой вывели, переопыленный сорт.
Сорт «Мускатная»
— Экспортируете ли вы свою продукцию?
— Пока не экспортировали, но вижу, что в этом году стоит. Лучше сейчас начать продавать тыкву за границу в партнерстве с теми, кто уже вышел на экспортные рынки. Это будет проще и быстрее, потому что времени до конца сезона уже не так много. Сейчас стоит вопрос с тем, чтобы определить сорта, которые будут интересны для экспорта. Подходящими для международных продаж считаю, например, сорта «Титан», «Коннектикут», «Мускатная», «Спагетти».
По прогнозам, в этом году соберем порядка тысячи тонн тыквы. Мы уже начали первые отгрузки в украинские торговые сети. У нас есть из чего выбирать и что предложить как на внутреннем рынке, так и для экспорта.
— Какие сорта тыквы сейчас пользуются большим спросом?
— Внутренний рынок Украины еще ментально остается немного в прошлом, работает по привычке. Все привыкли, например, к сорту «Ромашка», его больше всего покупают. Почему так? Потому что дистрибьюторы, скорее всего, мало знакомы с другими сортами. Также торговые сети не хотят брать качественную тыкву с хорошими вкусовыми качествами, с большим содержанием кератина, но с непривлекательным товарным видом. Это ментальность нашего рынка. Изменить ее сложно, поэтому и высаживаем больше «Ромашки», «Гитары» — привычных сортов.
Сорт «Ромашка»
— За 10 лет изменилось ли отношение украинских потребителей к тыкве? Стал ли этот продукт более популярным? Возможно, наблюдается всплеск спроса перед праздником Halloween?
— Я вижу тенденцию развития. Положительная динамика наблюдается каждый год. Однозначно, объем потребления тыквы в Украине увеличивается. На каждом форуме представители ритейла говорят, что тыква интересна. Просто некоторые сети могут себе позволить широкий ассортимент представить (5-6 сортов) и красивую гамму, как по сортовому ассортименту, так и по цвету, а некоторые имеют определенное ограниченное пространство, где они могут просто выложить пару сортов. Конечно, в последнем случае, они будут заказывать только «Гитару» или «Ромашку».
Тем не менее, покупатель начал понимать новые сорта, например «Спагетти». В свое время мы завезли всего 4 таких тыквы на семена, а сейчас можем вырастить 50 гектаров такого сорта.
Halloween также имеет свой эффект. Этот праздник становится более популярным. Именно под него в прошлом году мы завели новый сорт «Коннектикут», или «Хеллоуин» его еще называют. Из таких тыкв удобно вырезать фигуры для украшения на праздник. Этот сорт также может быть экспортоориентированным.
— Планируете ли расширять производство?
— Это сложный вопрос. Проблема в планировании со стороны дистрибьюторов. Чаще всего представители сетей звонят в конце сезона и спрашивают, можем ли мы предложить тыкву. Нет контрактов, подписываемых заранее. Фермеры не могут сориентироваться. Это неправильно. В большинстве других стран так уже не работают.
У нас же сотрудничество с торговыми сетями происходит в горящем, текущем режиме. Если что-то не понравилось менеджерам сетей даже в личном общении, они отказываются сотрудничать. Не хватает пока на рынке Украины порядочности, цикличности взаимоотношений, института репутации, это хаос. За границей представители маркетов тесно общаются с поставщиками, помогают корректировать качество, видовой состав и др., поскольку они понимают, что работают вместе с производителями для одной цели.
Планировать расширение можно, если контракт на следующий год подписан еще с осени, ведь нужно позаботиться о семенах, подготовить почву. Если сети, зарубежные партнеры готовы так сотрудничать, мы тем более готовы.
Тем не менее, наш рынок постепенно трансформируется в соответствии с мировыми практиками. Есть надежда, что поставщики будут работать с дистрибьюторами так, как в развитых странах. Но когда это будет, неизвестно. Во всяком случае, не так скоро, как хотелось бы.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!