Почему в Украине развивается преимущественно мелкий тепличный бизнес
Значительную долю украинского рынка овощей закрытого грунта сегодня занимает импортная продукция. Как ни странно, но импортные тепличные овощи значительно дешевле украинских.
Среди причин такого – отсутствие поддержки тепличников со стороны государства. Об этом рассказал специалист рынка тепличной продукции, экс-директор тепличного комбината «СОТЕКО» (Львовская область) Сергей Костюк.
— Производство овощей закрытого грунта вызывает интерес у большого количества производителей – покупатели хотят употреблять свежие овощи и фрукты круглый год и готовы платить за них больше, чем за сезонные овощи. Какие тенденции тепличного бизнеса преобладают в Украине?
— В Украине тепличный бизнес развивается волнообразно. С 2004 по 2010 год у нас строилось большое количество тепличных комплексов, которые постоянно модернизировали, в данный сегмент бизнеса вкладывались деньги, и он имел достаточно высокую рентабельность, которая затем начала падать, соответственно волна развития пошла вниз. По моим наблюдениям, нижняя точка – 2018 год.
Сегодня рентабельность тепличного бизнеса вновь начала идти вверх. Но больших тепличных комплексов в Украине на данный момент не строят, наверное, причиной является недостаточная поддержка отрасли со стороны государства. Поэтому деньги вкладывают в другой бизнес, который может принести больше прибыли.
Интересный сегмент — это выращивание зелени, которое происходит уже даже не в теплицах, а в приспособленных помещениях. Это, в частности касается выращивания салатов. Поэтому у нас быстрее развивается сегмент мелкого тепличного бизнеса.
— Какие культуры наиболее оптимальны для развития бизнеса по производству овощей закрытого грунта?
— Если взять 100% производства, то примерно 90% занимает группа «огурец и помидор». Не имеет значения, в каких теплицах: стекло или пленка. Эта группа доминирует. Остальные 10% — перец, редис, ранняя капуста, салатные культуры.
— Как Вы оцениваете уровень государственной поддержки тепличного бизнеса в Украине?
— Из всех постсоветских стран, к сожалению, только Украина фактически не имеет государственной поддержки тепличного бизнеса. Госпрограммы по поддержке тепличного сектора работают в России. Кроме того, в течение 2010-2015 гг. такие программы работали также в Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Армении.
Интерес государства заключается в том, что производство тепличных овощей требует затрат человеческого труда. Соответственно, в данный бизнес привлекается много людей, которые получают заработную плату и, соответственно, платят налоги. Это выгодно для государства.
Единственная программа, которая действовала в Украине в 2010-2012 годах, компенсировала затраты на строительство тепличных комплексов. Сейчас такой программы нет.
Государство тепличников не поддерживает абсолютно. Даже НДС уменьшили до 14 % для производителей зерна и подсолнечника, где затраты человеческого труда минимальны, но оставили полную ставку для плодоовощной группы.
— Значительную долю украинского рынка овощей закрытого грунта на сегодня занимает импортная продукция. Каким Вы видите выход из ситуации для игроков украинского тепличного рынка?
— Между украинской и импортной продукцией существует разница в цене – первая, как это ни странно, дороже. Томаты сегодня действительно импортируются в Украину из Турции. Очевидно, что в Турции их выращивать дешевле. Огурец к нам приезжает из той же Турции, а также Ирана и стран Северной Африки.
Для защиты отечественного рынка от некачественных и, соответственно, дешевых импортных овощей нужны совместные усилия отраслевых ассоциаций тепличников, правительства и контролирующих органов. Ассоциации обязаны лоббировать интересы украинского производителя, инициировать принятие законов и подзаконных актов, которые будут способствовать развитию тепличного бизнеса Украины, а не импорта.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!