В последнее время в Украине достаточно трудно найти и приобрести качественные минеральные удобрения. При этом они ощутимо подорожали. В будущем возможно еще одно препятствие – ограничение источников удобрений, так как может быть введено квотирование или вообще запрет на импорт минеральных удобрений, пишет SEEDS.
Как повлияют на украинский рынок удобрений и непосредственно аграриев потенциальные санкции или ограничения, в эфире Agro FM рассказывал Роман Сластен, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ).
– Роман, на какой стадии находится рассмотрение вопроса введения квот на импортные удобрения?
– История с квотированием началась в прошлом году. Тогда удалось убедить большинство представителей межведомственной комиссии, в частности с Минэкономики, а также достучались до Президента, и в результате завоевать нормальный, свободный, конкурентный рынок.
Сейчас ситуация на рынке удобрений остается сложной: до сих пор не прекращено монопольное положение отечественного производителя, который порой злоупотребляет своим положением.
Вопрос квотирования якобы закрыт: комиссия приняла правильное решение не вводить квоты, и есть возможность импорта, чтобы балансировать рынок. Но не все так просто.
Со стороны компании ” Остхем Украина” был подан иск в Окружной административный суд Киева, который 31 марта принял решение – обязать комиссию ввести квоты.
Сроком до 20 мая можно подать апелляцию и попытаться оспорить это очередное одиозное решение Окружного административного суда Киева. Именно над этим сейчас и работает аграрное сообщество. Нужно, чтобы представители Минэкономики и непосредственно межведомственной комиссии подали обоснованную апелляцию о том, что сейчас нет никаких оснований для изменений в регулировании рынка удобрений.
– Как реагируют на ситуацию народные депутаты?
– Народные депутаты вмешивались в меру возможностей, ведь это вопрос, который беспокоил многих. В частности, депутаты от Аграрного комитета Верховной Рады, непосредственно обращались к министру развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорю Петрашко с тем, чтобы он высказал свою позицию, дал видение развития событий и того, каким образом Минэкономики будет отстаивать позицию по нецелесообразности введения квот.
– То есть Минэкономики заняло сторону аграриев?
– К сожалению, позицию непосредственно министра до сих пор не удалось услышать, несмотря на многочисленные обращения народных депутатов. Известно, что Минэкономики подало апелляционную жалобу на решение суда. Однако, странным образом это было сделано буквально за один день после получения решения.
Имея 30 дней на подготовку жалобы, мне кажется, можно было бы лучше изучить документ, выложить аргументацию и мотивацию, качественнее подойти к написанию и представлению этой апелляционной жалобы. Надеюсь, что межведомственная комиссия проведет более основательную работу, и мы не увидим “слива дела”.
– Также поднимается вопрос ограничения импорта удобрений из Беларуси. По отдельным позициям эта страна контролирует значительную долю рынка, в том числе 55% по импорту КАСа. По NPK альтернативу белорусским продуктам очень трудно найти, поскольку они содержат дешевый калий, а в Украине высококалийные удобрения почти не производились. И хотя в целом украинское производство в 8 раз больше, чем тот объем, который завозят из Беларуси, тем не менее, его могут ограничить. Насколько это поразит аграрную сферу?
– После решения суда — это вторая новость, которая реально беспокоит сельхозпроизводителей, так как при закрытом российском рынке, альтернативы не так много. У нас ограниченные возможности. Есть довольно серьезная диверсификация импорта удобрений по странам.
Беларусь и другие поставщики занимают свою, понятную нишу. Калий фактически производится в Беларуси, и “Сумыхимпром” импортирует белорусский калий для производства собственных комплексных удобрений. В Украине нет разработанных месторождений ни фосфоритов-апатитов, ни калия, то есть любые комплексные удобрения содержат импортные составляющие.
Поэтому мечты о собственном производстве и полное обеспечение комплексными препаратами – это нонсенс. Если закроют Беларусь, проблема будет очевидной. Сельхозпроизводители и так не вносят достаточно питательных элементов в почву, теряя плодородие почв.
– Удобрения на украинском рынке дороже, чем в других странах, а экспортные цены часто ниже. Были ситуации, когда белорусские удобрения продавались в Украине дороже, чем в Польше на $10-15.
– Да, рынок Украины по удобрениям является премиальным, об этом знают все. Такая ситуация несовершенной конкуренции сложилась из-за ограничений, чрезмерной концентрации производства азотных удобрений в одной группе, плюс контроль над одним более или менее значимым производителем комплексных удобрений (“Сумыхимпром”).
Поэтому возникает странная ситуация, когда компании экспортируют по более низким ценам, чем поставляют внутреннему сельхозпроизводителю. То есть фактически несут дополнительные расходы, чтобы доставить продукцию в порту, перегрузить на судно, и отправить в страну-импортер. Между тем отечественный сельхозпроизводитель, расположенный прямо у завода, получает те же удобрения значительно дороже.
Вопрос не только в цене, но и в качестве. Наши производители комплексных удобрений очень часто не могут обеспечить стабильного или надлежащего качества по гранулометрическому составу, водорастворимости, другим параметрам. Поэтому и предпочитают более качественный продукт, хотя он и дороже.
– Чем больше объемы производства удобрений, тем вероятнее провалы по качеству, особенно учитывая нехватку аммиака и серной кислоты. Сера подорожала вдвое в апреле, фосфорная кислота выросла в цене на $200, поэтому дешеветь удобрения точно не могут. Есть огромный отрыв Украины от мировой цены по фосфорным удобрениям, что компенсируется осенью. Поэтому действительно ли импорт вредит украинским химическим производителям?
– По статистике последних двух лет ввоз удобрений из-за рубежа не препятствует отечественным заводам. Ситуация кардинально изменилась после введения эмбарго на российские удобрения в июле 2019 года. Сейчас наблюдаются лучшие показатели производства за последние 5-6 лет, по прибыльности должно быть так же, но вероятно влияют предыдущие долги.
Сельхозпроизводители будут с удовольствием покупать и продукт отечественного производства, если он будет иметь адекватную цену, при условии гарантированной поставки.
Ибо все еще хорошо помнят историю 2017 года, когда по непонятным причинам химзаводы просто остановились, и было принято решение не производить продукцию, за которую уже была внесена предоплата. Аграрии не понимали, как вернуть средства или получить продукцию, заказанную в весеннюю посевную кампанию.
– Один из аргументов, который предоставлялся на заседаниях относительно квот, – то, что очень много импортных удобрений – это на самом деле российская продукция, просто перефасованная. Между тем у нас много литовских, польских удобрений. Возможна ли такая перефасовка вообще? Ведь в таком случае нужно подделать сертификат происхождения, что является уголовным делом. По крайней мере я не знаю ни одного расследования относительно подделки сертификата.
– Это один из мифов и страхов, которые пытаются раздуть сторонники введения ограничений на импорт удобрений. Вроде бы глобальный заговор, и Россия пытается зайти со своими удобрениями через Литву, Беларусь, Грузию, Турцию, Болгарию. Получается так, что со всех сторон отслеживается “рука Кремля”. Кроме нашего национального производителя. Это выглядит несколько странным.
Это действительно миф. Таких случаев, по крайней мере масштабных, точно не было, потому что экономически не совсем выгодно. Импортируют обычно крупные компании, которые давно работают на этом рынке, заботятся о своем имидже, поэтому такие теневые схемы – точно не их дело.
– По данным аналитиков агентства “Инфоиндустрия”, на складах осталось много неиспользованных украинских и даже иностранных удобрений. То есть под весеннюю посевную было закуплено меньше средств, чем обычно, а впереди ждут дальнейшие ограничения. Какой будет ситуация осенью и весной следующего года с учетом этих ограничений?
– Ситуация сложная и она меняется очень быстро. Мы боролись с квотированием, а тут новые известия об ограничениях целого спектра белорусских препаратов, азотно-фосфорных, комплексных, КАС. Четких документов и сведений, к сожалению, нет. Это закрытая информация со стороны Минэкономики. Поэтому прогнозировать что-то сложно, импортерам трудно рассчитывать какие-то объемы, и вполне возможно, что осенью будет наблюдаться определенный дефицит, даже с учетом имеющихся остатков.
– Возможно ли внезапное ведения квот или эмбарго, в начале лета? И насколько вероятно повторение сценария 2017-2019 годов, когда неожиданно вводились ограничения, цены на остатки удобрений безумно росли, а отдельные производители оставались с арестованным товаром?
– Квоты принять столь быстро вряд ли удастся. Рассмотрение апелляционной жалобы продлится минимум 2-3 месяца. Кроме того, если после апелляции сохранится распоряжение о введении квот, нужно собрать комиссию, на это нужен еще один месяц. Тем не менее риск введения ограничений до конца года достаточно высок.
Лимитирование по белорусским удобрениям могут принять действительно быстро, потому что это не настолько регламентирована процедура.
Такое решение может вызвать эффект бумеранга: в ответ на запрет экспорта, Беларусь может сделать встречный ход и прекратить поставки калия. Откуда тогда “Сумыхимпром” будет брать сырье? Ведь калий из Узбекистана не покрывает все потребности.
С учетом логистики, Украина не сможет увеличить производство NPK, тем более что есть недостаток других компонентов. События будут развиваться в течении лета и реальные последствия увидим только в начале осени. Но Угроза того, что подобные решения будут приняты в первые месяцы лета, существует. И то, как процесс развивается сейчас, создает еще больше почвы для этих рисков.
– В случае введения квот, возможно ли исключение Беларуси из перечня поставщиков для получения ожидаемого эффекта (сокращение импорта путем полного запрета, санкций и т.д.)?
– Возможно, однако я склоняюсь к мнению, что нынешняя ситуация – это стремление полностью и одновременно “закрутить гайки” со всех сторон. Вопрос касается и квотирования, и поставки удобрений из Беларуси, как страны, которая имеет одно из крупнейших месторождений калия. Этот элемент она поставляет в огромное количество стран.
Поэтому, допустим, мы прекратим получать калий из Беларуси, и будем закупать его в Узбекистане, или в Канаде, например. Но логистическое плечо делает такую схему экономически выгодной.
При таком подходе отечественной сельхозпродукции, зерну, маслу, будет очень трудно конкурировать на международных рынках, потому что ее себестоимость будет “зашкаливать” за все из-за этих дополнительных расходов. И все из-за стремления создать тепличные условия для отдельных заводов! Это точно ошибочный подход.
Беседовал Дмитрий Гордейчук, руководитель аналитического агентства “Инфоиндустрия“
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!