Новое поколение украинцев выбирает новый разноцветный картофель
Долгое время картофель в Украине называли “вторым хлебом”. Но потребитель меняется. Все чаще поколение миллениалов обращает внимание на качество, полезность и привлекательность продукта.
Розовый картофель-фри, экзотическое фиолетовое пюре – это то, что можно попробовать в украинских ресторанах. А можно и приготовить дома. Сине-фиолетовый, пурпурный, красный, желтый… Для запекания, варки, жарки, фри… В этом многообразии фермеры могут найти собственные ниши в выращивании картофеля, который нужен рынку.
“Наша общая цель – ежегодно становиться лучшими в выращивании качественного, вкусного и безопасного картофеля”, – отмечает Николай Гордийчук, директор компании “Агрико Украина”.
Он знает, как сделать картофель желанным для конечного потребителя. И сейчас в картофельной мастерской Клуба Стратегических Партнеров вместе с компанией Syngenta он объединяет украинских фермеров для производства именно такого продукта.
“Агрико Украина” – один из лидеров в области выращивания высококачественного посадочного материала картофеля в Украине и является официальным представителем голландского кооператива “АГРИКО”. Целью компании является обеспечение малых и средних украинских хозяйств качественным посадочным материалом картофеля.
“Занимаясь картофельным бизнесом, можно открыть немало еще свободных в Украине ниш. Но для этого нужна консолидация усилий производителей качественного посадочного материала, самих фермеров, представителей торговых сетей и сегмента HoReCa”,- уверен Николай Гордийчук, директор ООО “Агрико Украина”.
“Мы не новички в этом бизнесе, мы давно работаем с фермерами, продавая им семена и зная о картофеле все. Но мы должны меняться, ведь сегодня именно потребитель нам диктует условия по тем сортам, которые хочет покупать сейчас”, – отмечает Николай Гордийчук.
Почему рынок картофеля требует изменений?
По мнению Николая Гордийчука, рынок требует изменений, ведь за последние 4 года розничный рынок картофеля в Украине обвалился фактически в 4 раза. В частности, если в 2014 году розничная торговля картофелем принесла Украине $130 млн, то в прошлом году – около $34 млн. “В то же время, эти данные касаются только свежего картофеля, проданного через организованные каналы сбыта, а не картофеля фри или чипсов. Ведь собственно рынок переработки сегодня растет и также является одним из драйверов картофельной отрасли”, – подчеркивает он.
…за последние 4 года розничный рынок картофеля в Украине обвалился фактически в 4 раза…
Именно поэтому в 2017 году “Агрико Украина”, с целью улучшения бизнеса своих клиентов-фермеров, начала продавать в одной из торговых сетей Украины столовый картофель кулинарных сортов и одновременно раздала такой картофель 10 фермерским хозяйствам для выращивания, подписав с ними соответствующие контракты.
“Таким образом, с одной стороны мы попытались протестировать качество и эффективность выращивания кулинарного картофеля фермерами, а с другой – дать сетям и ресторанам понимание того, как фермер видит свою роль в этой цепи”, – говорит директор ООО “Агрико Украина”.
“Агрико Украина” объединяет фермеров под брендом “Papas”
Чтобы стимулировать фермеров к кооперации и созданию продукта с высокой добавленной ценностью, компания “Агрико-Украина” решила объединить фермеров под общим брендом высококачественного картофеля кулинарных сортов “Papas”.
Название бренда символически отражает роль “родителей” картофеля в Украине, которые сейчас инвестируют собственные усилия в развитие кооперации картофелеводов и создание бренда нишевого продукта для HoReCa.
“Почему мы пошли в бренд “Papas”? Потому что уверены, что будущее рынка картофеля в Украине в кооперации фермеров. И готовы быть драйверами этого процесса. Мы влюблены в этот продукт. Знаем, как отобрать лучшие семена, каким сортам отдать предпочтение, какую выбрать почву и какими микроэлементами ее обогатить, чтобы вырастить самый вкусный и самый полезный картофель.
Сейчас это небольшой объем производства упакованного картофеля “Papas”, но мы многому научились. И мы хотим эти знания передать своим клиентам, которые выращивают большие объемы картофеля для торговых сетей.
Мы хотим, чтобы к этому процессу присоединились и другие профессионалы рынка, наши партнеры, которые готовы вместе с нами развивать и повышать качество и прибыльность картофельного бизнеса”, – отмечает Николай Гордийчук.
Он также отметил, что впоследствии можно будет задуматься и над формированием экспортных партий картофеля кулинарных сортов от украинских фермеров, вроде того, как это делают фермеры определенных регионов Франции.
“Профессионалам рынка нужен картофель, который имеет не только высокую урожайность, но и хорошие вкусовые качества” – Николай Гордийчук
Среди причин, которые меняют правила игры на украинском рынке картофеля Николай Гордийчук называет спрос на эксклюзивные сорта с высокими вкусовыми качествами, удобство и привлекательность упаковки, таргетированное кулинарное предназначение: для обжаривания, запекания, чипсов, фри и тому подобное.
“Картофель с пестрой фиолетовой мякотью, особые сорта для различных кулинарных идей. Все это выглядит очень привлекательно и sexy”, – высказывает мнение Николай Гордийчук.
Руководитель “Агрико Украина” отмечает, что в прошлом при приобретении семян фермеры ориентировались только на показатели урожайности картофеля. Почти никого из них не интересовало, каков он на вкус, какими могут быть технологии его дальнейшей переработки для создания продуктов с высокой добавленной стоимостью.
“Чего хотят профессионалы плодоовощного рынка сегодня? Кроме показателей урожайности, фермеры требуют продукт с высокими вкусовыми свойствами, чтобы удовлетворять потребности уже более требовательного потребителя и иметь возможность зарабатывать больше”, – подчеркивает эксперт картофельного бизнеса.
…кроме показателей урожайности, фермеры требуют продукт с высокими вкусовыми свойствами…
Стремление к здоровому образу жизни влияет на выбор покупателя – тысячи европейцев и азиатов сейчас выбирают разноцветный картофель. Чем более насыщенные цвета, тем больше в картофеле каратиноидов, которые защищают клетки человека от негативного воздействия свободных радикалов.
В фиолетовой картошке находится лютеин, необходимый для сетчатки глаза. Для тех, кто хочет похудеть – разноцветный картофель обязательный продукт. Ведь он не только отличается малым содержанием крахмала, но и содержит клетчатку и пектиновые вещества.
По информации директора “Агрико Украина”, всего в Украине в настоящее время зарегистрировано около 170 сортов картофеля. Половину из них составляют сорта украинской селекции, а половина – иностранной.
“Как селекционеры мы исследовали, какие именно сорта подходят, допустим, для варки или жарки. Это нам подсказали наши партнеры – шеф-повара и представители торговых сетей”, – отмечает Николай Гордийчук.
“Благодаря кропотливой работе нашей команды мы сегодня имеем сорт “Арсенал”, который мы выращиваем для компании-производителя чипсов “Люкс”. Этот сорт имеет отличные вкусовые качества и пригоден для изготовления чипсов, не теряет цвет после термической обработки.
Мы презентовали в Украине сорт “Курас”, имеющий содержание крахмала на уровне 22-23% и работаем с компанией “Вимал” – крупнейшим производителем крахмала, предприятие которой расположено на Черниговщине. Фактически мы обеспечиваем семенами всех их поставщиков”, – привел пример Николай Гордийчук.
Также в компании тестируют сорта столовой и кулинарной группы. “Ежегодно мы тестируем по 30 сортов картофеля. В основном это голландская селекция, но есть и украинские сорта – “Солоха”, “Хортица” и другие.
Мы продаем семена, и для своих фермеров мы сделали демоучасток. Это 15 га картофеля, который мы законтрактовали под HoReCa и сети. Например, на ней можно увидеть сорт “Аризона”, который в 2018 году мы поставляли в сеть Good Wine для жарки”, – отмечает директор “Агрико Украина”.
“Агрико Украина” и “Сингента Украина” объединяют производителей картофеля для совместного обучения и производства эксклюзивных нишевых продуктов
25 июля 2019 на территории компании прошла традиционная встреча Клуба Стратегических Партнеров и прошло обучение для фермеров – пятая Картофельная Мастерская, организованная компанией Syngenta на базе “Агрико-Украина”.
“Мы за безопасность” – именно под таким лозунгом состоялось это мероприятие профессионалов отрасли. На демополе фермеры увидели не только известные сорта, такие как “Ривьера”, “Аризона”, “Пикассо”, но и новые кулинарные сорта от “Агрико” с необычными вкусовыми качествами – “Эсми”, “Констанс” и “Фонтане”.
Представители компании Syngenta (“Сингента Украина”) поделились особенностями Протокола выращивания столового картофеля, который был разработан совместно с “Агрико Украина”, чтобы обеспечить минимальный уровень остатков пестицидов в картофеле после уборки.
Также специалисты компании “Агрико Украина” поделились советами по технологиям выращивания, защиты и питания, которые существенно влияют на вкус картофеля.
“Например, если фермер использовал слишком много азота при посадке, то картофель, который вы сварите, будет серым. Кроме того, многие фермеры для получения высоких урожаев накачивают культуру водой и азотом, но потом встает вопрос продолжительности хранения такого урожая”, – рассказывает Николай Гордийчук.
Николай Гордийчук также подчеркивает, что компания “Агрико Украина” готова предоставить весь комплекс услуг фермерам – от обеспечения соответствующим семенами производителей картофеля до обстоятельных консультаций относительно технологий защиты при выращивании, хранении и тому подобное.
“Важно, чтобы украинские картофелеводы поняли, что в этом бизнесе есть не меньше прибыльных ниш, чем в ягодоводстве. Но для этого мы должны консолидировать усилия производителей семян, фермеров, торговых сетей и сегмента HoReCa, и “Агрико Украина” готова совместно с партнерами инициировать этот процесс”, – резюмирует Николай Гордийчук.
Катерина Зверева
SEEDS.org.ua по информации East-Fruit.com
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!