Миллионные долги и банкротство. Как спасти предприятие и сделать его прибыльным

0 200

Елена Гурьевская руководитель крупного сельскохозяйственного предприятия ООО “Эко Ника” за 3,5 лет смогла спасти предприятие-банкрот и уже получить первую прибыль, направляемую на развитие садоводческого хозяйства, перерабатывающего завода и окрестных сел. Хозяйство расположено на 1000 га, из которых 450 га занимают сады, еще около 200 – зерновые, бахчевые культуры и овощи. Как удалось возродить предприятие и дальнейшие планы и перспективы, читайте в интервью руководителя на SEEDS.

 

– В 2015 году под вашим руководством садоводческая компания «Подолье» трансформировалась в ООО «Эко Ника». В садоводство вы пришли с другой бизнеса и вместе со своей командой начали работать на этом предприятии не в лучший период его истории – были долги, проблемы, не так ли?

– Мы пришли на предприятие, когда оно находилось на грани банкротства: имущество в залоге, просроченные на год-два кредиты в банках, больше 29 млн. кредиторской задолженности, созданной буквально за полгода, около 700 тыс. гривен невыплаченной зарплаты. Ситуация в целом была достаточно тяжелая, в принципе, сегодня в аналогичной ситуации находятся многие хозяйства. Этот год – первый, когда мы более-менее спокойно ведем бизнес после переоформления предприятия на себя.

– Почему все же решили заниматься этим непростым бизнесом, да еще и в хозяйстве с таким «наследством» от предыдущих руководителей?

– До сих пор об этом думаю, но, к сожалению или к счастью, не ввязываться в борьбу за предприятие было невозможно. Долгое время я занималась сельскохозяйственным бизнесом, будучи руководителем компании дистрибьютора средств и систем защиты растений. Она на рынке с 2000 года, в портфолио достаточно дипломов, наград, сертификатов – надежная и стабильная компания со сложившимся коллективом. Мы очень бережно и лояльно относились к своим клиентам, сотрудничали со многими хозяйствами, помогали не только системами защиты и поставкой химии, но и в консультационном плане, финансировании, решении производственных вопросов. Предприятие «Подолье», где на тот момент было 8 учредителей, кредитовали с 2002 года. Проблемы в этой компании начались с «междоусобиц» руководства и наслоившихся в других секторах, как снежный ком, задев и нас. Проблемы нужно решать. Сегодня здесь работают практически все специалисты из старой команды: учредителями были главный агроном, главный экономист, бригадиры – те люди, которые это предприятие создавали. Я им очень благодарна, это достаточно сильная команда профессионалов. Думаю, если бы они не увидели в нас перспективы, не остались бы с нами работать. А это – большая поддержка.

– Споры о предприятии вы выиграли, взяли руководство в свои руки, вывели компанию из долговой ямы и возрождаете ее. Уверены, нашим читателям захочется больше узнать о вас как о человеке и специалисте. Кто вы по профессии?

– У меня три высших образования: первое – техническое, инженер, второе – экономическое, третье – агрономическое: закончила аспирантуру, скоро буду защищать кандидатскую диссертацию. Глаза боятся, руки делают!

– Какими были ваши первые действия на предприятии «Эко Ника»? Хозяйство очень большое, опишите его на тот момент. С чего начали изменения? Пришлось оплатить долги?

– Мы начали с латания дыр: вывод по ипотеке залогового имущества, погашение кредитов в банках, ознакомление с производством и планирования. К сожалению, каждый год мы дискуем какую-то культуру. Когда пришли сюда, сортовой набор культур был очень большой, росло практически все. Проанализировав ситуацию, мы увидели, что многие насаждения убыточны, нерентабельны. Первое – передисковали бузину, ввезенную из-за рубежа и не адаптированную к нашим условиям. В 2016 году – крыжовник, в этом году – ежевику. Адекватной цены на крыжовник нет, по той же причине второй год подряд практически не собираем жимолость. А вот землянику садовую, наоборот, в прошлом году посадили 5 га, в этом – 6 га. В целом у нас 450 га сада: яблоки, груши, сливы, черешни, вишни. Для посадки выбираем средние и поздние сорта, чтобы занять свою нишу на рынке. Есть 6 га смородины и 3 га голубики, которая изначально была неправильно посажена; сегодня мы ее лечим, подкармливаем. Для сбора ягод на свежий рынок используем холодильник временного охлаждения, установленный прямо на поле, и холодильник-склад на 200 т. Есть теплицы площадью около 1,5 га. Выращиваем овощи, полевые культуры, бахчевые. Начали заниматься своим рыбным хозяйством на озере, площадью 26 га: запустили рыбу.

– Вместе с землей и насаждениями вам «в наследство» достался и мощный перерабатывающий завод. Расскажите подробнее о нем.

– Это завод по переработке фруктов и ягод на сок прямого отжима, его площадь 2,8 тыс. м². Есть крыло шоковой заморозки – три холодильных камеры по 100 т каждая, морозилки, что охлаждают до -18°C. Имеется оборудование для яблочных чипсов, которое что пока не используется. Сегодня работает только цех по изготовлению сока. Здесь установлено оборудование для производства соков прямого отжима австрийской компании VORAN. За смену мы перерабатываем 3 т яблок. Принцип действия таков: яблоко заходит в контейнере, поднимается, моется, дополнительно выбираются листья и другой мусор, проводится еще одно мытье измельчения и фрукты направляются на пресс. Далее сок вытекает в центрифугу, в которой очищается, идет в пастеризатор – нагрев до 81,5°C, и на разлив в бочки, стеклянную бутылку, пакеты биг-ин-бокс. Завершающий этап – наклейка этикетки и отправка сока в термотоннель. Сок продается под ТМ «Дары Подолья». В ассортименте – 100% яблочный и пять купажей – с малиной, земляникой садовой, черной и красной смородиной, черноплодной рябиной (10% ягодного сырья, 90 – яблочного).

– Куда сегодня продаете свою продукцию?

– Ягоды и фрукты идут на свежий рынок и переработку, а также изготавливаем свой конечный продукт – соки прямого отжима. Советую коллегам выбирать рынки сбыта у себя на месте, рядом с производством. В сегодняшних условиях выше головы не прыгнешь: нет полноценной культуры потребления яблок и многих ягод. И очень важный момент: нынешние гонки в демпинге цен среди производителей – путь к краху. Ранее это предприятие гнались по объему, продукция падала в цене, дальше демпинг и, как результат – банкротство. Да, мы продаем дорого, но гарантируем качество продукции и обслуживания. А если демпинговать, в результате зарабатывают только посредники. Мы сами уничтожаем свой бизнес! Есть себестоимость реализации, и ее нужно соблюдать. Когда все будут держать примерно один и тот же уровень цен, рынок не остановится. Лучше думать, как охлаждать, как выходить на конечный продукт, чем убивать рынок.

– Собираетесь экспортировать свою продукцию?

– Экспорт на сегодня – рискованное дело. Во-первых, выкручивают руки, и довольно трудно работать; например, на яблочный сок существуют квоты. Второй момент – сертификация: ХАССП, Global G.A.P. стоят достаточно дорого, к тому же их надо ежегодно обновлять. А это, как минимум, 100-150 тысяч дополнительных расходов, и остается неясным, удастся ли подписать контракт. Есть еще шоковая заморозка, но сформировать партию нужного объема сложно. Кто-то хочет отдельную ягоду, кто-то – брикеты, в мешке, в коробках. Замораживать можно, и лучше это делать при наличии контракта с прописанными требованиями к продукции.

– Имея такие площади и производственные мощности, вы, наверное, задумывались над диверсификацией производства, покорением новых горизонтов. Куда планируете двигаться дальше?

– Сейчас мы изучаем возможность создания спиртных напитков, уже пробовали делать со своего сока кальвадос. Нужно производить конечный продукт, качественный, пусть в небольшом количестве, – тогда у нас будет возможность его реализовать. Впоследствии планируем наладить производство яблочного уксуса. Плодово-ягодное вино – тоже перспективное направление. Нам не нужно инвестировать миллионы долларов в мощности на тысячи рабочих мест. Достаточно организовать небольшое производство для переработки собственной продукции, что позволит нам переделать наше сырье, не даст ему испортиться. Ведь существует проблема со сбором урожая: яблоко, земляника садовая, смородина в дождь или осыпаются, или трескаются. Вкусовые качества плодов остаются хорошими, но ухудшается товарный вид. Перерабатываем и выходим из ситуации – еще одна возможность заработка. Будущее все же за переработкой – конечным продуктом, имееющим свой срок годности и высокое качество.

 SEEDS по материалам TechDrinks

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!