Клубничный агротуризм – ноу-хау молодого фермера из Львовщины
“Судьба любит смелых”, – говорит Николай Стецькив, украинский фермер-ягодник, владелец львовской фермы “ФайнаBerry”. Он начал собственное дело по выращиванию земляники садовой (клубники) всего с 800 саженцев, не имея ни фермерского опыта, ни технических знаний. И через несколько лет он довел площадь ягодной плантации до одного гектара.
Смелость необходима любому предпринимателю, считает он. Николай не побоялся рискнуть и зайти напрямую в сегмент HoReCa, чем “лишил хлеба” посредников и теперь продает собственную ягоду по премиальной цене, еще и развивает “клубничный туризм” и ищет инвестиции и партнерство, с целью накормить львовян вкусной и полезной ягодой и масштабировать свой бизнес.
– Николай, как Вы приняли решение заняться ягодоводством?
– Такое решение я принимал вместе с женой. Она была инициатором этого процесса после моего возвращения с Востока Украины (Николай Стецькив стал добровольцем АТО на Донбассе). На тот момент я был безработный, поэтому обратился в центр занятости, чтобы стать на биржу труда.
Мне предложили открыть собственное дело, согласно программе выделения единовременной финансовой помощи. Размер этой помощи зависел от уровня зарплаты на предыдущем месте работы. У меня получилась сумма 28 тыс грн. на развитие собственного бизнеса. Я защитил бизнес-план по выращиванию земляники садовой (клубники) и получил ее.
Мы начали искать бизнес-идеи, разбираться глубже и искать информацию о ягодном бизнесе везде. К тому времени оказалось, что информации в интернете по выращиванию этой ягоды почти нет, а та которая была – достаточно обманчива. Но желание стать предпринимателем и заниматься собственным бизнесом было настолько обострено, что мы начали подробно изучать эту ягоду.
– Почему при выборе бизнес-идеи Вы выбрали землянику садовую? Этот выбор был продиктован каким-то эмоциональным решением?
– Дело в том, что мы с женой воспитываем 4 сыновей и 1 дочь. И мы вспоминаем тот момент, когда наши дети попали на грядку с клубникой. Их эмоции очень сильно сохранились в нашей памяти. Ведь они выросли в городе и для них земля, кусты клубники были своеобразным аттракционом – нечто новое и нестандартное, которое можно сорвать и съесть. И когда мы вспомнили это, то дальше уже с женой сфокусировались на этой ягоде.
При этом мы не имели понятия об этом бизнесе. Из информации в интернете мы думали, что вложив 28 тыс грн, в следующем году мы получим вдвое большую прибыль. Но реальность разбила наши мечты вдребезги.
– Какие у Вас были в начале разочарования?
– В 2016 году мы еще не имели автомобиль и ездили на участок двумя “маршрутками”. Участок был в молодом лесу, где я сначала корчевал деревья. Это была сплошная целина. На тот момент мы еще не знали, что надо специально готовить землю под плантацию и поэтому вскоре мы увидели, что сорняк “заглушил” наши кусты с клубникой – из 2 тыс. их осталось около 800 и они дали нам урожай по одной ягоде с куста.
В этот момент у меня было большое разочарование и появилось желание выехать из Украины на заработки. Но возвращаясь домой с участка я нашел подкову. И я понял, что это – к счастью. Придя домой и зайдя в интернет я наткнулся на статью, в которой было написано: если вы нашли подкову – подкуйтесь ей, пашите как лошадь и будет вам счастье.
Мы поняли с женой намек судьбы и начали анализировать ошибки в ведении нашего бизнеса. Прислушавшись к здравому смыслу, мы осознали, что его нужно начинать по-новому. Поэтому в 2016 году мы уже стартовали с 4 грядок, на которых высадили около 800 саженцев. Сейчас мы уже дошли до плантации площадью в 1 га и, конечно, двигаемся дальше.
В этом году мы впервые завершили высаживать свой гектар поля. На полную урожайность выйдем в следующем году. Именно поэтому оценить собственные доходы с правильной точки зрения сейчас не представляется возможным. Стоит сказать, что в этом году мы понесли определенные убытки, связанные с непониманием отбора сортов.
Дело в том, что мы находимся во Львовской области, которая является самым сложным регионом Украины, с точки зрения специфики погоды, которая меняется, порой, три раза в день. Например, это может быть период затяжных дождей, после которых устанавливается безумная жара. Такие условия способствуют распространению всех возможных грибковых болезней растений.
Поэтому мы понесли убытки из-за того, что выбрали для выращивания неправильный сорт. В общем, с 2016 года, мы поменяли в своем хозяйстве 16 сортов клубники.
– Вы не боитесь экспериментировать с сортами?
– Нет, наоборот, я отношусь к этому, как к необходимости. Говорят, что в дискуссии рождается истина. Так же эксперименты при выращивании клубники позволяют выбрать оптимальный вариант для нашего бизнеса. На сегодня мы имеем только проверенные сорта, которые уже хорошо известны жителям Львова.
Это такие сорта как “Джоли”, дополнительно высадили еще “Клэри”. Из ремонтантных сортов мы оставили “Свит Эн”, который имеет лучшие вкусовые и внешние характеристики при выращивании в нашем регионе.
– В чем особенность Вашего ягодного бизнеса?
– То, что мы заложили в 2016 году, окупилось уже в 2017-м, а то, что закладывалось в 2017-м – отразилось прибылью в 2018-м. Еще и за счет тактик агротуризма (когда потребители могут собирать нашу ягоду собственноручно с кустов) и за счет внедрения доставки на дом, в этом году мы уже имели первый контракт сотрудничества, а на следующий год у нас есть контракты по поставкам в большие торговые сети и гостиницы.
Стоит сказать, что в нашем бизнесе – большой процент добавленной стоимости. Если в среднем во Львовской области земляника в сезон стоит 25-35 грн/кг, то мы продаем ее по 60-70 грн/кг.
Минуя посредников, мы напрямую работаем с сетями. Мы видим свободную нишу в цепи “производитель-потребитель” и поэтому пошли к своему потребителю, удовлетворяя все его требования: по доставке и качеству. Например, мы заключили контракт с Львовской мастерской шоколада.
У нас также существует договоренность с тремя крупнейшими IT-компаниями Львова по поставкам клубники, которые мы планируем начать в феврале. Так же мы планируем в феврале встретиться с крупнейшими отелями Львова, которые заинтересованы в наших поставках свежей клубники.
– Каким Вы видите свой бизнес через несколько лет? Есть ли у Вас долгосрочная стратегия развития?
– В моем регионе клубника будет пользоваться спросом достаточно длительный период времени. Могу сказать, что еще несколько лет я буду спокоен относительно ее реализации. Что же будет через 4-5 лет – спрогнозировать трудно. Ведь пример успешного выращивания клубники побуждает всевозможных “романтиков” пробовать себя в этой области.
У меня есть стратегия развития бизнеса. Я выбрал направление диверсификации продукции и развитие агротуризма. То есть это именно то, что позволит увеличивать добавленную стоимость моей продукции. В ближайшие годы планируем производить ягодные миксы. Так же у нас есть планы по выращиванию тех культур, которых на сегодня лишен рынок.
Уже примерно через два года мы планируем начинать новые проекты, но уже не в ягодном, а скорее, овощном сегменте. Следующим этапом нашего бизнес-развития должна быть франшиза, которую мы будем продавать по всей Украине. Есть также желание по высадке виноградников и дальнейшем производстве собственной линейки вина под нашим брендом.
– Что Вы вкладываете в понятие “агротуризм”?
– Это простая вещь, работающая по принципу – “собери себе сам”. Я приглашаю людей, чтобы они сами собирали себе землянику садовую. В этом случае я не несу затрат на рабочую силу, упаковку, не трачу время на сбор и доставку.
Кстати, людям нравится собирать ягоду и касаться ее руками. Конечно, это также активный отдых для горожан, который по-своему их “затягивает”. Стоит сказать, что в будущем такое направление агротуризма будет распространено в крупных городах: Киеве, Харькове, Одессе, Днепре.
– Сейчас Ваш рынок реализации – Львов?
– Да. Пока мы не можем выйти на уровень, допустим, области. Во Львове сейчас большой спрос на землянику садовую и пока мы не можем удовлетворить его полностью.
– Сегодня часто от фермеров можно услышать, что напрямую зайти в HoReCa – тяжело. Как Вы решаете этот вопрос?
– Те о ком вы говорите, как правило, ни разу не проехали по отелям, сетям и ресторанам и не предложили свою продукцию сами. Их страхи о том, что им заранее откажут преобладают над здравым смыслом. У меня такие страхи отсутствуют. Я не боюсь идти и предлагать людям то, что на самом деле очень высокого качества.
Перед тем как ехать к покупателям я искал их в социальных сетях или через знакомых, или просто заходил к ним и спрашивал о том, можно ли обсудить возможности нашего сотрудничества. На такие встречи я брал с собой 0,5-1 кг собственной ягоды и люди шли на встречу, уделяя мне время.
При этом на таких встречах я говорил, что мы работаем в законной плоскости, мы готовы брать на себя все риски, связанные со своевременным снабжением, и мы гарантируем объемы поставок нашей земляники садовой.
– Кстати, рестораторы, как правило, соглашаются на сотрудничество именно с теми фермерами, которые работают открыто и в законном поле. Это так и во Львове?
– В основном фермеры опасаются легализации из-за незнания бухгалтерской системы. Кроме того, они не хотят делиться прибылью. У меня есть очень умный юрист и опытный бухгалтер, работающие на “аутсорсинге” – в зависимости от задействованного ими времени на работу, им начисляется зарплата.
Когда я консультировался с бухгалтерами, то они мне объяснили, что в своем бизнесе я буду платить только налог на землю и налог с зарплат. У фермеров есть страхи, что они будут отдавать на налоги чуть ли не 50% прибыли от реализации продукта. Такие страхи у людей есть исключительно из-за их необразованности.
Я в принципе настроен на то, чтобы делегировать часть своих полномочий в бизнесе. Но делегировать тем, кто действительно этого заслуживает, ведь сейчас не все люди находятся на своих местах. Например, рынок труда перенасыщен юристами. Но найти настоящего из них, кто не будет задавать тебе лишних вопросов, а будет качественно выполнять свою работу – сложная задача.
– Что бы Вы посоветовали тем, кто только хочет начать ягодный бизнес?
– Прежде всего посоветовать здесь стоит государству, которое должно создать центры предоставления информационных услуг или консультационных служб, предоставляющих аналитику рынка. В свое время я выращивал землянику садовую руководствуясь интуитивным чувством, что я делаю все правильно.
Ниша, в которой я нахожусь сейчас свободна во Львове – я в ней работаю один. Но со временем появятся другие игроки ягодного рынка. И здесь встанет вопрос: как нам быть? Если все они начнут заниматься клубникой, то нам просто не хватит места.
– В какой еще поддержке нуждаются фермеры на Ваш взгляд?
– Фермеры, прежде всего, нуждаются в доступных кредитных средствах. И поэтому сегодня нужно, чтобы кредиты выдавались не под залог земли, ведь если фермер берет кредит на таких условиях, то он не может затем получить деньги для развития фермерского дела. Поэтому должно быть направление по поддержке фермеров, которые оформили официально свою деятельность в виде кредитных средств.
То есть, если человек имеет официальное фермерское дело уже год, по моему мнению, должна быть возможность взять кредит для развития собственного дела в размере хотя бы миллиона гривен. Если он прозрачно ведет дело уже два года, тоимеет возможность взять кредит уже размером в два миллиона гривен.
И нужно, чтобы государство динамично двигалось в этом направлении, ведь чем дольше фермер занимается фермерской деятельностью, то тем больше ему нужно денег для модернизации своего бизнеса, потому что в ягодоводстве задействовано очень большое количество людей, которые хотят жить в Украине и работать здесь.
Катерина Зверева
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!