Каждый сам себе хозяин: почему всемирная кооперация забуксовала на ягодных плантациях Украины
Несмотря на готовую законодательную базу и стабильную и мощную международную поддержку, кооперация в украинском плодоовощном секторе до сих пор тормозит, пишет SEEDS.
Такое мнение высказал Тарас Баштанник, президент Украинской плодоовощной ассоциации, во время международной Конференции: УСТОЙЧИВЫЙ АГРОБИЗНЕС: “ТРАДИЦИИ.НИШИ. ЭКОПРАКТИКИ. ТЕХНОЛОГИИ.
Конференцию организовало и провело агромедиа-агентство Sapienza.media при поддержке Украинской Плодоовощной Ассоциации – УПОА и Ассоциации производителей амаранта и амарантовой продукции.
«Я в отрасли 12 лет. И эта тема трудная. Она почему-то постоянно получает перекосы. В 2020 году был принят закон о сельскохозяйственной кооперации. То есть законодательная база, плюс-минус, готова. Можно работать все нормально.
Но это законодательная база. По факту есть куча программ международной поддержки именно кооперативов, грантов, это популярно, по этому пути шла, например, та же Польша, а еще раньше и Западная Европа. В Украине же данных успешных кейсов очень мало», – констатирует Тарас Баштанник.
В чем причина? Здесь, по словам президента УПОА, может быть очень длинная дискуссия, но лично он считает, что базовых причин несколько.
Читайте также: Устойчивый агробизнес объединил в Киеве аграриев со всей Украины
«Причина первая заключается в особенностях размера украинских хозяйств, выращивающих ягодную или плодовую продукцию. К примеру, средний размер предприятия, которое выращивает малину в Польше – 0,8 гектаров, а в Украине – 8 гектаров. Разница в 10 раз.
Поверьте мне, по опыту, гораздо труднее собрать в кучу 10 производителей по 8 гектаров, чем мелких производителей. Кроме того, если производитель большой, и имеет не то, что 10, а 20 или 30 гектаров голубики, то он, скорее всего, сам финансово способен построить себе холодильник», – отмечает Тарас Баштанник.
По его мнению, количество гектаров и наличие собственных средств – не единственные составляющие проблемы. Есть гораздо более важный, сугубо украинский аспект.
«Я лично не раз имел дискуссии с производителями той же голубики, у которых есть от 50 до 150 гектаров. Ничего из этого не следует. Начинается все с такого: а кто будет главным? На чьей территории или земле это будет построено, а в какой очередности эти услуги или сортировки, или отгрузки будут предоставлены, а чья ягода первая? А чья вторая, а чья третья?
В данном случае, к сожалению, можно констатировать, что речь об успешных кооперативах системно, к сожалению, не идет. Будет ли когда-нибудь идти, я не знаю, мне кажется, скорее «нет», чем «да», – считает президент УПОА.
По его словам, результат будет иметь разве что ситуация, которая имела место в свое время в западной Европе. Тогда из-за тупика с точки зрения конкуренции и рынков сбыта, без кооперации ягодникам не удавалось вообще что-нибудь продать.
«Но сейчас структура рынка в Украине такова, что каждый, даже мелкий фермер, он продает сам. Так дешевле, чем в кооперативе. Но ведь сам. И сам хозяин.
Поэтому я думаю, что основные препятствия, они лежат также и в ментальной плоскости. И, возможно, будут еще долго там лежать», – добавляет Тарас Баштанник.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!