Как львовяне из проблемы отходов создают устойчивое решение с выгодами не только для города, но и для фермеров

0 25

Каждый год украинцы выбрасывают миллионы тонн органических отходов, которые являются вызовом для фактически каждого украинского города, городка и села. Добавляет хлопот управлению отходами и опавшие листья, скошенная трава и другие растительные остатки, пишет SEEDS.

Отходы до сих пор остаются экологической и санитарной проблемой для многих общин, и, чем больше город, – тем видимее эта проблема. Выбрасывая на свалку органические отходы или сжигая их, мы масштабируем проблемы для окружающей среды и здоровья, но также зря теряем драгоценное сырье.

Символично что именно во Львове, городе, который недавно имел глубокий кризис управления отходами, реализуют решение, которое превращает мусор в ценный ресурс. Здесь была создана первая в Украине компостировочная станция, которая перерабатывает органические отходы города в ценный субстрат для подкормки растений.

От такого процесса выигрывает не только город, но и фермеры, которые могут насыщать почву полезными органическими веществами. О нюансах работы компостировочной станции во Львове SEEDS рассказала Светлана Бундз, начальница отдела экологии и вторсырья ЛКП “Зеленый город“.

Этот материал был подготовлен в рамках информационного проекта об экопрактиках для сельского хозяйства в партнерстве с ОО «Экодия».


Светлана Бундз, начальница отдела экологии и вторсырья ЛКП “Зеленый город”

– Как и для чего появилась идея создать во Львове станцию ​​компостирования? Какие задачи она выполняет?

– Идея появилась после того, как во Львове произошла трагедия на полигоне, там погибли люди и полигон пришлось закрыть. В то время не только городской совет, но и все общество поняли, что нужно делать перезагрузку и смотреть гораздо шире на проблему с отходами города.

Мы тщательно исследовали и изучали этот вопрос. Впоследствии было принято решение запустить наш пилотный проект по компостированию, который стартовал в 2020 году. За это время мы провели огромную работу с жителями города, чтобы люди добросовестно сортировали эти органические отходы. Сейчас по Львову установлено более 1600 контейнеров коричневого цвета для сбора именно органических отходов.

Мы являемся одними из первых в Украине, если не самые первые, кто получил, согласно новому Закону Украины об управлении отходами, разрешение на обработку отходов.

Весной этого года мы завершили новую морфологию мусора, согласно которому органика составляет примерно 40-60% от общего количества образующихся жителями города отходов. Если их отделить, то количество отходов, отправляемых для захоронения на полигоны, значительно уменьшается.

Органические отходы, попадающие на полигоны, что с ними происходит дальше? Они не всегда сортируются, а просто складываются на полигонах, и вся содержащаяся в органике жидкость начинает бродить, взаимодействовать с другими отходами. Впоследствии вся эта жидкость, уже содержащая немалую часть таблицы Менделеева, попадает в грунты, подземные и поверхностные воды.

Читайте также: Какие вызовы для устойчивого развития агропроизводства можно разрешать с помощью точного земледелия?

Все это наносит серьезный вред окружающей среде. Однако очистка всех жидких отходов полигона крайне сложным процессом. Установка современных систем очистки, привлечение дополнительных ресурсов требуют значительных затрат. Эти расходы могут избежать, если отделить органические отходы от общей массы смешанных отходов.



– С чего начинался весь процесс и какие задачи выполняет компостировочная станция?

– Сначала был проект, в котором мы прежде всего выбирали, методы компостирования, потому, что они разные: анаэробный и аэробный (без доступа кислорода, и с кислородом соответственно – ред.). Мы выбрали аэробный метод компостирования.

Затем мы нашли большую площадку, где будет проходить этот процесс, она расположена в промышленной зоне. Эта площадка оснащена специальными бетонированными лотками, которые собирают, например, избыточный фильтрат, который может образоваться во время процесса компостирования. Благодаря специальным уклонам он попадает коллектором на очистку.

Вся площадка имеет совершенное, водонепроницаемое покрытие, которое делает невозможным попадание органических отходов в природную среду. Даже если у нас идут избыточные проливные дожди, весь сток попадает в обустроенные сборники. То есть весь цикл закрыт и безопасен.

Мы собираем органические отходы не только у населения, но и у бизнеса. В нашем районе есть такие крупные предприятия, как Шувар (рынок во Львове – ред.), Макдональдс, кофе Галка, мороженое Лимо. Все они имеют органические отходы на производстве, которые подлежат компостированию.

В процессе реализации проекта компостирования мы нашли эффективное решение для отходов из парков: обрезков деревьев, скошенной травы и опавших листьев, которые ежегодно осенью накапливаются в больших объемах. Раньше эти листья либо сжигали, либо вывозили на полигон, что экологически нецелесообразно.



Все органические азотосодержащие отходы, а измельченные садово-парковые отходы – это углеводороды. При их сочетании появляется реакция – выделяется тепло. Бурты, которые мы закладываем, дымятся даже зимой. Температура там может взимать даже 70 градусов по Цельсию. Летом мы дополнительно поливаем их для того, чтобы контролировать процесс и не превышать соответствующие температурные барьеры.

В самом начале реализации проекта мы установили вес. Все сырье, поступающее от учреждений, населения или бизнеса, обязательно взвешивается и фиксируется. Ведем серьезный электронный учет.

Далее сырье размещаем в бурты – насыпи длиной около 100 метров каждый. Мы формируем их, соблюдая соотношение примерно 60% органики (в основе азот) и 40% древесных остатков (в основе углерода).



– Сколько за месяц попадает к вам вот таких отходов?

– На старте мощность нашей станции компостирования составляла 30 тысяч тонн органических и садово-парковых отходов в год. Сейчас у нас есть большая мощность – можем брать в работу уже 120 тысяч органических и садово-парковых отходов в год.

Попадающая к нам из города древесина садово-парковые отходы, ее количество непрогнозировано. Преимущественно это мелкие ветви – древесина невысокого качества, ее невозможно использовать в производстве. Мы эти ветки измельчаем, чтобы они лучше участвовали в процессе компостирования.

После того, как бурты сформированы, мы подключаем к работе аэратор Bakhus, немецкого производства, перемешивающий сырье, заложенное на компостирование каждые четыре дня. Это обязательный процесс для аэробного компостирования, так происходит насыщение сырья кислородом. К тому же при перемешивании образуется лучшая однородность и разложение.



Процесс компостирования длится от двух до четырех месяцев в зависимости от сезонности – по готовности буртов. На станции компостирования обязательно есть технолог, осуществляющий различные замеры: влажности, температуры и т.д. Есть у нас соглашения, заключенные с лучшими лабораториями в агропромышленной отрасли, куда мы постоянно передаем наш продукт и исследуем его на содержание питательных веществ, таких как калий, фосфор, азот и содержание тяжелых металлов.

Через два-три месяца, когда у нас полностью завершается процесс компостирования, летом это будет чуть-чуть быстрее, мы всю продукцию пропускаем через сито. Оно отсеивает грубые фракции, такие как остатки древесины, которые полностью не разложились во время компостирования. Такие фрагменты мы повторно загрузим в бурты.

После процесса компостирования остается больше половины от заложенного сырья.

Также благодаря использованию сита отсеиваются побочные отходы, которые образуются из-за недостаточно добросовестной сортировки населением. Люди часто собирают органические отходы в полиэтиленовые пакеты и так выбрасывают в баки. Их приходится выбирать вручную.



Разное случается, однажды очень хорошая хозяйка принесла и положила в бак трехлитровую банку с огурцами. Мы даже обнаружили в отходах печатного Кобзаря в 1958 году. Теперь это реквизит на станции компостирования.

Эти недоразумения мы стараемся устранять, проводя различные информационные кампании: организовываем экскурсии, снимаем видеоролики, постоянно напоминаем, как именно нужно сдавать органические отходы, и какие именно отходы считаются органическими.

– Готовый продукт, производимый на вашей станции, пользуется спросом?

Наш продукт производится не так давно, но спрос на него уже немалый, особенно сейчас осенью. К нам приезжают представители агропредприятий, покупают подкормку фурами. Едут отовсюду: из Львовской, Ровенской области, Волынской областей. Поскольку наш проект только пилотный, цена небольшая – 309 гривен за тонну продукции. Иногда даже очередь стоит.



– В чем секрет такого ажиотажа?

– Если агробизнес дает в почву селитру, она работает только год. Эффект от нее хороший, но краткосрочный. Фермеры имеют хороший урожай, но она очень сильно истощает и портит почву.

А органическая подкормка работает в почве три года. Это органическое удобрение, поскольку для компостирования используются исключительно органическое сырье. Никаких химических добавок.

Когда добавляют в почву и приоривают нашу подкормку, это получается естественный способ насыщения почв питательными веществами и полезными микроэлементами, обогащение их микрофлоры.

– По вашему мнению, сможет ли такая органическая подкормка заменить для аграриев Украины все распространенные минеральные удобрения? Хотя частично.

– В будущем, если в Украине процесс компостирования больше развит, все возможно. К сожалению, многие фермеры гонятся за прибылями. Но ко всем рано или поздно приходит сознание. Почвы истощаются. Агрохимия не только истощает землю, она ее просто уничтожает.

Пока я вижу много положительных изменений среди наших клиентов. Они уже эко-сознательны, они перешли на другой уровень. Им выгоднее покупать подкормку, перепахивать ее с грунтом на осень, закладывать, чтобы перезимовать, а весной делать посевную. К тому же цена на подкормку очень выгодна, если сравнивать со стоимостью агрохимии.


“Развитие устойчивых альтернатив минеральным удобрениям чрезвычайно важно не только с точки зрения сохранения окружающей среды. Это еще и важно для фермеров и всех Украинцев, и это не только о ценах минудобрений, которые продолжают расти и удорожать производство. Производство минеральных удобрений невозможно без использования природного газа. Именно Россия является одним из крупнейших производителей минудобрений в мире, или ее газ используют производители в других странах. Природоориентированные и устойчивые альтернативы минудобрениям получают все больше внимания: это и сидераты (или зеленые удобрения) и разнообразные органические удобрения из переработанного навоза домашних животных или органических отходов. Спрос фермеров на компостные смеси Зеленого города доказывает потребность создавать и развивать подобные инициативы в украинских общинах”.

– Безопасна ли органическая подкормка для выращивания агрокультур?

– Аграрии у нас приглашают всю информацию до того, как приобрести готовый продукт, и мы на эти запросы проводим исследования и им предоставляем заверенные протоколы. Мы всегда тщательно проверяем свою продукцию. В свое время мы работали с Львовским национальным университетом природопользования, привозили им еще в начале 2021 несколько машин органической подкормки.

Они проводили исследования, закладывали поля с органической подкормкой и другими видами удобрений для земледелия, проводили анализы, высаживали ту же сельскохозяйственную продукцию, давали нам отчеты. Также мы работаем со Львовской политехникой. Они тоже придавали свои выводы по разным процессам компостирования.



Также собственными силами мы обустроили на самой станции компостирования небольшую смотровую и показательную площадку. Все работники сплоченно выходили три года подряд и высаживали овощи и зелень на нашей подкормке, смешанной с почвой. Я с удовольствием использую нашу продукцию. Дома все вазоны высажены на нашей почвенной смеси.

– Кто преимущественно закупает ваши смеси и подкормки?

– Это и мелкие фермеры, и крупные компании. Даже «Шувар», что сам поставляет нам сырье для компостирования, затем закупает подкормку для высадки своей продукции. Готовую смесь мы поставляем для высадки деревьев и клумбы в парках Львова. Работаем с общественными организациями и питомниками цветов.

Мы постоянно работаем над тем, чтобы усовершенствоваться. Наши амбициозные планы на будущее – разработать несколько видов органических подкормок для разных видов растений. К примеру орхидей. Или голубики. Для этих растений требуются особые почвы с большим содержанием хвои. Зимой к нам попадает очень много новогодних елок. Мы их тоже измельчаем и компостируем в отдельных буртах.



– Что бы вы могли порекомендовать общинам, которые собираются начинать собственное компостирование?

– В первую очередь маленьким общинам, я бы рекомендовала объединяться. Может быть одна станция компостирования, с удобным довозом органики в какую-нибудь обустроенную локацию. Потому что для одного маленького общества организация такого большого процесса – это может быть очень затратно.

Для них лучшим был бы процесс компостирования в заложенных компостерах, кстати это очень широко распространенная практика в Германии. Для малых хозяйств, где переводят органику с ветками, социально оборудованные компостеры – лучшее решение вопроса.

Если органические отходы попадают на полигоны, они взаимодействуют с другими видами отходов и образуют парниковые газы и жидкость – фильтрат, загрязняющий окружающую среду. Но, если те же органические отходы отделить и компостировать, появится органическая подкормка, которая не загрязняет почву, а наоборот обогащает его микрофлору и насыщает питательными элементами.


“Часто мы склонны противопоставлять город и село, где в контексте производства и потребления пищи, село – ресурсная база, а город – потребитель, ко всему образуется множество отходов загрязняющих окружающую среду. Однако пример львовской инициативы на практике показывает, что город может быть не только потребителем, но и генерировать ресурсы и возвращать их обратно в агросистемы, продолжать этот цикл снова и снова. Это элемент круговой, устойчивой экономики, основанной на повторном использовании местных ресурсов и безотходном производстве – где отходов не существует, а есть только ресурсы. Задача общества: рассмотреть и наладить эту систему.”


Экодия – это общественная организация, которая уже много лет работает над тем, чтобы сельское хозяйство развивалось с меньшим ущербом для окружающей среды. И мы стремимся помогать в этом фермерам и фермеркам Украины и узнавать ваш опыт, чтобы сделать внедрение устойчивых практик еще более приятным и полезным для вас.

Присоединяйтесь к онлайн сообществу и узнавайте о стали сельхоз практики, а также делитесь собственным опытом и идеями.

Ждем вас по ссылке: https://www.facebook.com/groups/1058353138940722

 

 SEEDS

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!