Вскоре Рада решит судьбу полноценного функционирования всеукраинского Государственного аграрного реестра. Аргумент убедителен – так фермерам будет проще получить Госпомощь. Сейчас Реестр уже полгода работает в пилотном режиме в шести областях Украины.
Не скрывает ли введение такого Реестра “подводных камней” для украинских фермеров, журналисты SEEDS решили расспросить ведущих экспертов.
“С момента провозглашения независимости в Украине никогда не осуществлялась перепись агропроизводителей и фермеров. Статистическая информация не всегда имела полноценные и правдивые данные о работающих аграрных субъектах на рынке. В такую статистику не включались физические лица-предприятия, занимавшиеся агропроизводством, личные крестьянские хозяйства.
Многие субъекты, которые считаются в статистических данных, не работают – являются “спящими” субъектами хозяйствования. Кроме того, государство, аккумулируя государственную поддержку, направленную на аграрное производство, при ее распределении и администрировании не всегда владела информацией по направлениям производства, количеству производимой агропроизводителями продукции, наличии земельного банка у таких производителей, и развитию аграрных территорий в целом.
При таких условиях очень часто агроподдержка предоставлялась с нарушением законодательства, нецелевым использованием средств и определенными коррупционными рисками из-за ее неэффективного администрирования”, – считает руководитель сектора “Сельское хозяйство” Офиса эффективного регулирования BRDO Ирина Грузинская.
“Государственный аграрный реестр является одной из крупнейших реформ в администрировании государственной поддержки, особенно сегодня с открытием рынка земли. Благодаря созданию такого электронного реестра фермеры больше не будут иметь коррупционные контакты с органами государственной власти, взамен получат возможность подавать любые заявки на получение помощи от государства в электронном виде.
Фермеры не будут тратить время на сбор соответствующих документов и данных, необходимых для получения государственной поддержки, стоять в очередях в органах налоговых служб, в банках и других учреждениях. Все официальные документы должны автоматически подтягиваться к этой базе.
Государство при таких условиях получит значительный эффект от целевого направления средств государственной поддержки и развития аграрного сектора в целом. На основе такого реестра будут приниматься решения о развитии направлений аграрного производства, нуждающихся в государственной поддержке”, – считает эксперт.
В целом, по словам Ирины Грузинской, инициатива очень позитивная.
“Решение очень положительное. Главное – чтобы все реестры заработали, информация была консолидированной, и использовала это все не только государство, но и банки, государственная поддержка которых через кредитование является сегодня основой для развития аграрного сектора. Кредитование стимулирует развивать агробизнес, а не “проедать деньги” государственной поддержки”, – добавляет руководитель сектора “Сельское хозяйство” Офиса эффективного регулирования BRDO Ирина Грузинская.
В то же время Андрей Мартынов, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины, считает, что одного аграрного реестра недостаточно для проведения последовательной государственной аграрной политики, а, учитывая введение новых границ между районами, неизбежными будут дополнительные проблемы с ведением такого реестра.
“Ключевой проблемой аграрного сектора остается вопрос обеспечения прав собственности на землю. Закон о рынке земель сельскохозяйственного назначения оставляет открытым вопрос институциональных гарантий прав на землю для средних и малых фермерских хозяйств. Печальной практикой является рейдерские захваты выращенного урожая.
Нынешние природно-климатические катаклизмы фактически оставили украинских аграриев наедине с убытками. Чисто с технической точки зрения аграрный реестр не представляет прямой угрозы. Этих реестров Минюст накопил немало”, – считает Андрей Мартынов.
“Однако до сих пор не наведено образцового порядка, например, с кадастром прав на владение землей. Фермеры не чувствуют себя защищенными от рейдерских захватов. Поэтому самого аграрного реестра недостаточно для проведения логической, четкой, последовательной государственной аграрной политики.
На администрирование такого реестра нужны дополнительные бюджетные расходы. Учитывая очередной этап создания объединенных самоуправляющихся общин с непонятными новыми границами между районами, неизбежными будут дополнительные проблемы с ведением такого реестра. То есть с его введением телеги снова ставят впереди лошади“, – убежден эксперт.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!