Большое количество сортов винограда не гарантирует полную реализацию без налаженных каналов – Татьяна Шмаглюченко
Украинский потребитель привык видеть на полках супермаркетов преимущественно импортируемый виноград. В Украине также есть производители качественного продукта, но это в основном малый и средний бизнес. Чтобы стать заметными игроками на рынке, украинским виноградарям стоит объединяться и кооперироваться, считает Татьяна Шмаглюченко, директор компании «ВІН‘С» (Одесская область), которая специализируется на производстве столового винограда премиум качества. В интервью для SEEDS Татьяна Шмаглюченко рассказала, какой виноград любят украинцы, каким был нынешний сезон для украинских виноградарей, чего ожидать в следующем году, и какова ситуация на рынке сейчас.
– Каковы особенности этого сезона для украинских виноградарей? Не испортила ли планов погода?
– В этом году ощущались последствия засухи двух предыдущих лет, поэтому мы делали эмбриональную плодоносность и не ожидали большого урожая. В целом очень много виноградников, которые восстанавливаются, поэтому это год сохранения и восстановления виноградников. Закладка урожая на текущий год, которая проводилась в прошлом году, была не очень удачной. У нас, например, есть сорта, которые после зимы в этом году вообще не принесли урожая, потому что замерзли основные плодовые почки. Такая ситуация наблюдалась не только в нашем хозяйстве. Смотря все это, я не могу сказать, что в этом году большой объем урожая столового винограда.
К тому же некоторые фермеры столкнулись с ситуацией, когда во время цветения были дожди, поэтому опыление прошло недостаточно удачно и кисти сформировались не слишком плотными, корявыми, имеют недостаточно привлекательный вид. Также из-за дождливой погоды возникло много грибковых заболеваний винограда. Вместе с тем, невысокие температуры в начале весны привели к тому, что период лета первого и последующих поколений гроновой листовертки был очень растянутым, было трудно защищать урожай.
В целом, те, у кого было желание увидеть, какие бывают заболевания винограда, в этом году имели возможность это сделать – увидеть все, что есть в энциклопедиях (улыбается).
– Как повлияла такая ситуация на цены на столовый виноград?
– В этом году цена действительно выше, чем обычно. Несмотря на это, я не уверена, что большинство хозяйств сейчас даже на точку безубыточности выходят. У нас, например, половина виноградников условно работает, другие мы сейчас переформировываем. Засуха прошлых лет также привела к сжижению насаждений: там, где не было орошение, часть кустов не выдержала. В прошлом году, даже на участках с орошением, несмотря на то, сколько воды выливали, остановился рост винограда из-за высоких температур, урожай был недостаточно высокой кондиции и закладка урожая текущего года невысокая.
Но считаю, что более интересным по объему урожая должен быть следующий год. Впрочем, не стоит пренебрегать тем, что агрофон (количество спор заболеваний которые могут перезимовать) является проблемным, поэтому осенью и весной стоит делать защитные опрыскивания. Это необходимо для борьбы с многочисленными заболеваниями винограда, например черная пятнистость, мильдь, оидиум.
Конечно, не факт, что в следующем году ситуация будет лучше, но уже по почкам видим, что закладка урожая будет больше. То есть объем урожая может быть большим, но погодные условия и рыночная ситуация также влиять на объемы и доходность производства.
– Ваш формат продажи через социальные сети выглядит достаточно интересным. Какие еще каналы используете для реализации продукции?
– Мы также работаем с небольшими местными торговыми сетями в Одесской области. Уже второй год подряд поставляем виноград в Киев в сеть «WINETIME». Плюс осуществляем продажу на местных рынках, оптовые продажи. Объем урожая у нас пока недостаточно высок, чтобы сотрудничать с крупными сетями. Чтобы поставлять стандартные сорта, стандартного качества в большие супермаркеты, нужно скооперироваться с другими фермерами для формирования крупных партий. Пока же 80-90% полок в украинских супермаркетах занимает импортируемый виноград. Сетям так проще работать.
Мы постоянно проводим переговоры с другими производителями с целью кооперирования, но многие выходят из бизнеса. Тех, кто занимается столовым виноградом, становится меньше. Впрочем, ищем варианты, сотрудничаем с коллегами.
– Ранее в этом году вы говорили, что планируете создать собственный бренд и начать переработку винограда: производить изюм, пастилу. Как дела с этим направлением сейчас?
– Торговая марка «Шалені доли» уже подана на регистрацию. Мы уже получили сушилку. Сейчас занимаемся пусконаладочными работами. Все идет по плану. По пастиле – еще будем тестировать, потому что нет стандартных рецептов по работе с виноградной пастилой, надо изучать микробиологию и другие аспекты. С изюмом немного проще, поскольку там стоит высушить продукцию до соответствующей влажности – и изюм уже готов.
– Есть ли в связи с запуском переработки планы расширять площади виноградников?
– Сегодня площадь наших виноградников – 12 гектаров. Планируем посадить еще 6 гектаров, но мы в первую очередь ориентируемся пока не на переработку, а на рынок свежего винограда. Переработка – это возможность красивую ягоду на небольшом кисти переделать и получить дополнительный Cash Flow, но наша сушилка не такая большая, мы не сможем пока перерабатывать виноград, например, с 10 гектаров. Сейчас мы только отрабатываем технологии сушки и перерабатываем незначительный объем винограда.
– Какие сорта столового винограда сейчас пользуются наибольшим спросом среди украинских потребителей?
– Наибольшим спросом пользуются кишмишные сорта, независимо от того, какого они цвета и несмотря на то, что все привыкли к белому турецкого винограду. Мы выращиваем черный кишмиш, в следующем году, надеюсь, выведем на рынок розовый кишмиш. Украинский потребитель выбирает большую товарную ягоду с насыщенным вкусом, например сорт украинской селекции «Ливия». За этот сорт уже третий год подряд мы получаем награды на выставке «Виноградный калейдоскоп», который проводит ННЦ «Институт виноградарства и виноделия им. В.Е. Таирова» Национальной академии аграрных наук. Учитывая природные условия – размещение виноградников, температура, близость к морю – «Ливия» у нас имеет розовый, почти малиновый оттенок и высокое накопление сахаров. Это мой любимый сорт, хотя он достаточно капризный и требует дополнительной защиты и ручных операций.
– Что посоветуете производителям столового винограда, или тем, кто только планирует начать заниматься виноградарством?
– Во-первых, нужно хорошо понимать свой рынок сбыта, так как высаживать большое количество сортов, считая, что вы продадите все на каком-то местном рынке, уже неактуально. Нужно двигаться в сторону кооперации. Есть замечательные примеры. Например, можно посмотреть, как формируют партии турецкие виноградари. В Молдове (Костешти) производители смогли успешно объединиться для выращивания и системной продажи одного сорта. Они стали заметным игроком на рынке и осуществляют экспорт в Украину и Европу.
Маленьким производителям трудно, поэтому нужно сотрудничать с другими.
Также проблемой является качество посадочного материала в Украине. Европейские саженцы также не всегда могут показать себя хорошо в украинских реалиях, поскольку у нас другие климатические условия, другие зимы. Надо перенимать европейский опыт, но адаптировать его. Поэтому мы начали создание своего питомника. Уже третий год подряд проводим полевую селекцию, заложили небольшой маточник подвоя. Будем выращивать посадочный материал для своих нужд.
- Как изменится рынок еды в ближайшие годы?
- Какие украинские суперфуды сейчас популярны на внутреннем и внешнем рынках?
- Какие технологии помогают украинским компаниям выходить на новые рынки и создавать уникальные продукты?
Обо всем этом можно узнать 27 октября во время Международной конференции «From Local to Global: суперфуды, технологии, рынки» из цикла Увеличение доходов агробизнеса. Организатором выступает АГРОМЕДИА-агентство SAPIENZA при поддержке Киевской контрактовой ярмарки. Место встречи: г. Киев, Международный выставочный центр (Броварской проспект, 15), выставка “AgroComplex 2021”. Начало в 12:00.
Посещение бесплатно при условии предварительной регистрации. Зарегистрироваться можно здесь.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!