Бизнес на пряных травах перспективный для мелких фермеров
Александр и Людмила Баранники 10 лет назад создали “Спасский питомник” в с. Спасское в Днепропетровской области. На 25 га земли выращивают 40 видов можжевельников, 20 видов туй, обычные и привитые сосны и ели, много видов лиственных деревьев и кустарников. Теперь зарабатывают 700 тыс. грн за год на продаже 20 тыс. растений. Также занимаются выращиванием пряных трав и считают, что это рентабельное и перспективное направление для мелких фермеров. Более подробно читайте на SEEDS.
– Нас очень вдохновляет такой бизнес. Это модно, стильно, круто. И это очевидный тренд, который растет. Мы хотим разнообразить жизнь. Сделать ее ароматной и вкусной не только с помощью горчицы, майонеза и хрена, – рассказывает Людмила Баранник, коммерческий директор питомника.
Бизнес на пряных травах рентабельный для мелких фермеров, так как требует минимум знаний и капиталовложений.
Гектар растений обрабатывает двое людей
Основные расходы – это черенки, которые стоят от 3-4 до десятков евро. Их доставляют из-за границы. Закупают для разведения и выращивания травы итальянской, голландской и израильской селекции. Растения родом из Индии в Украине не приживаются. Под мяту в питомнике отведено 70% площадей. Имеют 15 разных сортов: грейпфрутовая, апельсиновая, лимонная, ананасовая, банановая, земляничная, имбирная, яблочная, шоколадная, тибетская и т.д.
– Мята – это многолетнее растение, а вложения в насаждения происходят только в первом году. В последующие годы, при условии нормального ухода, если налажен полив, вложения уже не нужны, – объясняет хозяйка.
На одном растении в горшке можно заработать 10-15 грн, продав за 25-30 грн. В розницу продает 10 тысяч мятных кустов за год. То есть получается почти 100 тыс. грн прибыли. Растением засажено почти гектар земли. Такую площадь могут обслуживать двое рабочих.
– Мяту лучше не обрабатывать даже какими-то природными средствами. Мы добавляем так называемые ” умные удобрения из Голландии, которых хватает по 1 ст. л. на горшок на весь сезон. Они длительного действия и не вредят побегам так, как аммиачная селитра, – уточняет женщина.
На украинском рынке не хватает трав
В этом сезоне самыми популярными среди трав были лаванда, розмарин, мята, чабрец и мелисса. Также в питомнике вырастили экзоты: персикарию, вьетнамский кориандр с лимонной ноткой, полынь-колу, что действительно пахнет колой или пепси.
– Важно уловить сезонные тренды. Например, в этом году был огромный спрос на марокканскую мяту для напитка мохито. В сезон шашлыков люди чаще выбирают базилик, тимьян, чабер. Зимой – специи для чаев, чтобы согреться, – говорит предпринимательница.
Людмила Баранник говорит, что украинцы больше выбирают многолетние растения. Тогда сами рассаживают кусты и выращивают их. За рубежом, наоборот, люди предпочитают однолетки. Это выгоднее и для бизнеса, потому что ежегодно имеют большие продажи. Но если сравнивать украинский рынок с европейским, то потребность в пряных травах в Украине заполнена менее чем на 10%. Поэтому для мелких фермеров и тех, кто хочет начать свое дело в селе, в ближайшие годы – это перспективное направление.
Технологию изучают на подоконнике
Пряные травы можно разводить в горшках, чтобы почувствовать их, отработать технологию ухода и разведения. Для этого подойдет даже подоконник дома.
– Семена не надежный способ размножения, потому что часто растение отличается от рисунка на упаковке. Чтобы не обманывать своих покупателей, размножаем растения черенками, хотя это и дороже, – уточняет Людмила Баранник.
Для тех, кто все же хочет попробовать выращивать свой пряный сад с нуля, советует выбирать компактные растения. Важна каждая деталь, ведь растение может по-разному выглядеть в почве и горшке. Некоторые совершенно теряют свое обаяние в малых формах, а другие быстро разрастаются, поэтому достаточно высадить в горшок 2-3 маленьких побега.
– В начале мы экспериментировали и с большими, и с маленькими горшками. Растения в них не всегда имели товарный вид. Сейчас продаем травы в двухлитровых контейнерах, это оптимальный размер. А вот для мяты, так как она хорошо разрастается, есть смысл выбрать горшки большего размера, – рассказывает владелица питомника.
Еще одно модное веяние – это пряные травы в офисах, вертикальные стены-клумбы, оригинальные кашпо. Их делают флористические компании, которые могут быть покупателями крупных партий трав в горшках.
Для рекламы устраивают курсы
Основные покупатели горшков с травами – это розничные садовые центры, цветочные магазины, производители специй, лечебных трав и чаев, косметики, предприятия, занимающиеся озеленением и ландшафтным дизайном. По предварительному заказу предлагаем растения оптовыми партиями для доращивания по цене от 3 до 5 грн.
– От продажи в супермаркетах отказались, потому что там растения в контейнерах выставляли непрезентабельно. Чтобы можно было консультировать людей, продаем в садовых центрах или же через профильные интернет-площадки, группы в соцсетях. Активными потребителями являются рестораны, которые растениями украшают территорию и используют их для приготовления блюд, – не скрывает женщина.
На сайте своего садового питомника компании есть также мебель из поддонов, экологические сумки и тара для растений, топливные брикеты и тому подобное. Широкий ассортимент способствует продажам. Для привлечения аудитории предприниматели ведут на своем сайте авторские блоги с советами бизнесменам-травникам, которые развивают это направление. Успеха на рынке владельцы смогли достичь благодаря тому, что могут сформировать партию одинаковых растений одного сорта от 1000 штук.
Youtube та Підписуйтесь!