Какие вызовы для устойчивого развития агропроизводства можно разрешать с помощью точного земледелия? Часть 2

0 6

Точное земледелие – высокотехнонологический подход в управлении сельхозпроизводством, который в первую очередь интересен аграриям, поскольку позволяет существенно экономить свои затраты на применение агрохимикатов и пестицидов. Все благодаря детальному изучению особенностей земли на которой работаешь, знании на каком участке поля какое состояние почвы, чего достаточно и чего не хватает, оценить урожай, которые и где могут возникнуть проблемы, пишет SEEDS.

Однако эта технология не только экономически целесообразна, она еще и экологически стала, так как избыточные агрохимикаты не загрязнят окружающую среду и не нанесут вред здоровью людей. Об экономическом интересе и экологических выгодах для фермеров благодаря внедрению элементов точного земледелия мы пообщались с Романом Макухиным, лектором курса Organic Business Киево-Могилянской Бизнес Школы. В продолжение прошлой части интервью, на этот раз Роман рассказывает о доступности технологий, особенностях работы на склонах и важности формирования нового видения аграрного развития в Украине.

Этот материал был подготовлен в рамках информационного проекта об экопрактиках для сельского хозяйства в партнерстве с ОО «Экодия.


Роман Макухин, лектор курса Organic Business Киево-Могилянской Бизнес Школы

– Точное земледелие – это только для агрохолдингов? Целесообразно ли и выгодно ли применять его более мелким фермерам Украины?

– Конечно, если не будет спекуляций на этом, как обычно происходит в области IT. До сегодняшнего дня IT базируется не столько на добавленной ценности самой IT-индустрии, сколько на непонимании большинством потребителей процессов IT и производства IT-продуктов.

Кто может оценить, почему должна оперативная система стоить столько или столько? Это определяет только собственник или руководство в интересах акционеров. Это только расчет самого IT-бизнеса.

Так же и с точным земледелием, если это будет происходить по себестоимости плюс понятный процент на развитие, как это принято во всем мире, 10-15%, в зависимости от интенсивности потребностей реинвестиций, – это будет абсолютно доступным для любого фермера.



Количество спутников, которые находятся сейчас на орбитах и ​​предоставляют информацию сканирования в разных спектрах, по полям, независимо от того, есть плательщик за эту информацию или нет, они остаются и дальше на орбитах. Эта информация уже существует и эти спутники могут стать более прибыльными, если появится еще один плательщик за такую ​​информацию.

С теми же дронами сегодня похожая ситуация. Дроновые технологии стали максимально доступны. Маленький дрон, на котором можно тренироваться, стоит 20-30 долларов, а дальше для агропроизводства, конечно, нужен уже более дорогой аппарат. Однако здесь первоочередной вопрос в навыках. Если фермер сам сможет пользоваться этим дроном, научиться его использовать для того, чтобы применять у себя в поле, это будет совсем недорого. Спекуляция – это проблема всех веков.

– Точное земледелие на склонах. Насколько оно отличается от обычного?

– Использование вообще склонов для вспашки, для выращивания любых культур с интенсивными технологиями – это безумие в первую очередь. Поэтому использование любых современных технологий на склонах сводится к тому, чтобы их просто сохранить. Это могут быть современные технологии, например, технологии разумного террасирования. Там, где условия на склоне можно улучшить насыпая террасы компостом фактически органическим веществом.

Есть разные инструменты, разные технологии, как можно эту террасировку сделать не экскаваторами, не бульдозерами, сдвигая почву, а надстраивая террасы природными грядами.



Это может улучшить водное управление. Когда через ливни у нас по склону потоки, мы можем эту воду теми же террасами накапливать более эффективно для ее использования по всему склону. Чтобы не происходили оползни, которые приводят затем к перенаполнению рек и катастроф, связанных со ливнями.

Это все естественная, правильная планировка, которая могла бы в наших условиях только улучшить результаты агропроизводства, окружающей среды, развития общин.

К сожалению, у нас, если проехаться из Киева в направлении Одессы, то больше всего, наверное, в этом направлении мы увидим разных оврагов, склонов, которые в последние годы уже начали обрабатывать, хотя всю историю там только пасли скот.

Во-первых, это нарушение законодательства еще действующего. Но из-за ощутимости вообще какого-либо контроля в условиях военного положения мы не можем каким-либо образом это предотвратить. Поэтому вопрос склонов – сегодня это вопрос преимущественно к местным властям, к ОТГ, местным общинам, органам самоуправления.

Читайте также: Какие вызовы для устойчивого развития агропроизводства можно разрешать с помощью точного земледелия?

К сожалению, из-за комбинации децентрализации и земельной реформы, сегодня мы много где получили очаги феодализации, где глава местной общины становится таким мини-феодалом, который распоряжается коммунальной землей, почти как своей собственной. Очень часто они закрывают глаза на то, что такие склоны распахивают, несмотря на действующее законодательство, общенациональные нормы землепользования.



– Раньше вы упоминали о том, что монокультуры – это прошлое. Каким же должно быть будущее АГРО в Украине?

– Монокультуры – это следствие ранее упомянутой «Зеленой Революции». Это Хрущевщина. При Хрущеве это было необходимостью, тогда был этап насыщения. Но уже в 80-90 произошло перенасыщение. На нашей территории оно было не так заметно, потому что после развала Советского Союза производство наоборот начало уменьшаться. Колхозы закрывались и к началу 2000-х огромное количество земель не использовалось.

Читайте также: Распашка склонов Украины: как предотвратить деградацию почв

Потому мы и не совсем заметили этот момент, но во всем мире именно в 90-е годы был период перепроизводства. Этот период показал, что на самом деле монокультура уже не необходима для обеспечения продуктовой безопасности в мире и в каждой конкретной стране, в частности.

Поэтому здесь технология монокультур уже должна рассматриваться как цивилизационный процесс, который мы прошли. Те, кто продолжают этим заниматься, больше всего истребляют почву. Соответственно, подобная монокультурная практика должна если не штрафоваться, то облагаться экологическими налогами для того, чтобы можно было эти земли потом восстановить. Но чтобы ни в коем случае не стимулировать выращивание монокультур, как основную практику агропроизводства в Украине.



К сожалению, то, что сложилось за последние годы с мегапроизводствами в Украине – мы зациклились на монокультурах. Подсолнечник и подсолнечное масло, в первую очередь, сахар и сахарная свекла, кукуруза для биоэнергетики и еще несколько глобальных товарных позиций. Сахар – это наиболее неэкологический в производстве и нездоровый для потребления продукт, который только можно вообразить. Поэтому продолжать заниматься подобными монокультурами – это совершенно не об агробизнесе будущего. Это вчерашний, даже позавчерашний день.

То, что мы продолжаем этим заниматься и показывать на весь мир, что мы экспортеры №1 подсолнечного масла, – это не достижение.

К тому же зерно, сахар, подсолнечное масло – это не просто не маржинальные, но и часто наиболее дотированные позиции, то есть все налогоплательщики в Украине скинулись на производство этих “социальных” продуктов, для того чтобы они дешевле выглядели на мировом рынке, и компании-производители получили от этого дополнительные достижения. Какие же тогда эффективные агробизнесы?

 – Любые инновации – это средства. Какие преимущества получит фермер с использованием точного земледелия? Что ожидать от вложенных денег?

– Здесь нет однозначного ответа. Точное земледелие может помочь там, где мы должны понять, что лучше делать с тем или иным ландшафтом, полем. Точное земледелие может просто дать мониторинговые данные, то, что мы можем проанализировать. А дальше – это искусство использования природного ресурса в виде почвы и ландшафта. Потому что даже склоны имеют немало отличий: в каком направлении наклон, на юг, или на север, какая роза ветров, какие рядом другие природные ресурсы, какие реки, какие озера. Это большой комплексный вопрос, который следует рассматривать целостно.



Старые агрономы прекрасно знают об этом, а современные считают, что это устаревшая информация. Сегодня агрономам преподают в основном инструкции по использованию агрохимии и частных патентованных технологий в агробизнесе, а не владение целостным пониманием агропроизводства и бережное использование природных ресурсов.

Поэтому мы имеем сегодня такую ​​интересную ситуацию: с одной стороны, мы вышли на уровень технологий, который обеспечивает нам огромные возможности, с другой – мы не используем вообще тот опыт практический и академический, который накапливался сотни лет до «Зеленой Революции».

Поэтому говорить об агропроизводстве и современных технологиях, когда мы объединяем их с агрохимией, это вообще не о полезных продуктах питания. Это с одной стороны, а с другой – сегодня, во время войны, мы забываем о том, что все это, в первую очередь, производится, в частности, из российских нефти и газа. То есть, мы сами финансируем наших же агрессоров. Нам стоит наконец-то убрать все возможности заработка для наших убийц. Разумные альтернативы экологическому агропроизводству существуют и именно их сегодня должны преподавать в каждом заведении аграрного образования.

Масштабное и рутинное использование агрохимикатов, к которому привыкли очень многие агропроизводители во время войны перестало быть чисто экологической проблемой. Производство синтетических агрохимикатов напрямую связано с газонефтяной добычей, в частности природный газ является ключевой составляющей в производстве аммонийных удобрений.

Соответственно страна-агрессорка является одним из крупнейших производителей минудобрений, или же за счет ее газа они производятся где-нибудь. Следовательно, стали альтернативы синтетическим агрохимикатам, максимально рациональное, точное и эффективное использование питательных веществ в сельском хозяйстве приобретает новые смыслы и имеет важность не только для эколого-ориентированных фермеров.

Говоря об опыте, мы действительно проживаем теперь окно возможностей, где собственные ошибки указывают, что нужно изменить, а наработанные решения испытаны подчас доступны. И еще раз хочется обратить внимание на экологические принципы в аграрном производстве ЕС, где подробные планы управления удобрениями (в т.ч. навозом домашних животных) являются неотъемлемой, рутинной частью работы для каждого хозяйства.

Планирование такого «рациона» для своих земель и агрокультур ежегодно доступно для перехода к высокотехнологичной практике точного земледелия.



Об этих и других устойчивых практиках фермеров ЕС и Украины мы делимся в онлайн сообществе “Заботливое фермерство по-европейски” – https://www.facebook.com/groups/1058353138940722. Присоединяйтесь и узнавайте лучшие сельхоз практики, а также делитесь собственным опытом и идеями. Ждем вас!

Экодия– это общественная организация, которая уже много лет работает над тем, чтобы сельское хозяйство развивалось с меньшим ущербом для окружающей среды. И мы стремимся помогать в этом фермерам Украины и узнавать ваш опыт, чтобы сделать внедрение устойчивых практик еще более приятным и полезным для вас.      

 

 

 SEEDS

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!