Выбираем ягоды для закладки плантаций: популярные нишевые направления
Если речь о нишевой продукции, то у украинских производителей ягод достаточно большой выбор направлений. Это ежевика, смородины, облепиха, жимолость и т.д. В последнее время также вырос спрос на бузину. Появились разговоры о промышленном выращивании этой культуры в Украине. Удастся ли реализовать это намерение и какие направления сегодня развиваются наиболее активно – читайте дальше на SEEDS.
Бузина
ЕС и Япония уже несколько лет активно импортируют из Украины замороженную бузину. Это дикорастущая ягода. Специалисты считают, что усиленный интерес к ягоде временен. Даже если в Украине и появятся промышленные насаждения бузины, то это не приобретет массовый характер. К тому же закладки плантаций нуждаются и в законодательном урегулировании.
«Для начала нужно внести бузину в список сельскохозяйственных растений. Сегодня культурное выращивание бузины в Украине на землях сельскохозяйственного назначения, насколько я знаю, является нелегальным. Это лесное растение. Выращивать лес на сельскохозяйственной земле можно только при изменении ее целевого назначения», — отмечает Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Ситуация с бузиной повторяет ситуацию с облепихой, которая наблюдалась 3 – 4 года назад, когда запрос есть, а посадочного материала нет. Мы не готовы были к такой ситуации. Есть производители, которые заинтересованы в высадке бузины, но питомникам нечего предложить. Такой стихийный спрос на бузину был напрямую связан с пандемией.
Из бузины, в частности, производят добавки, которые помогают быстрее восстанавливаться после болезни. На рынке появился запрос на культуру. Производители понимают, что эту нишу нужно заполнить, а чтобы это сделать, нужен как минимум доступ к посадочному материалу в достаточном количестве, но его нет. Сейчас питомники пытаются решить эту проблему: изучают сорта, закладывают маточные насаждения. Впрочем, это процесс не быстрый и далеко не факт, что когда будет создана питомниковая база, запрос на бузину останется таким же высоким. Поэтому, по моему мнению, у бузины вряд ли будет длительная стабильная перспектива. Скорее всего, это просто временный интерес, связанный с ситуацией в мире», — говорит Александр Ярещенко, заместитель директора по научной работе Института садоводства НААН.
Тарас Баштанник, президент Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), также склоняется к такому мнению.
«Что касается активизации экспорта бузины и перспектив закладки промышленных плантаций, то не думаю, что такое производство станет массовым, ведь себестоимость сбора дикорастущей ягоды ниже выращивания», — отмечает президент УПОА.
Другие нишевые ягоды
«Ниш много. Если говорить об уже раскрученных нишах, то это облепиха, для которой есть относительно массовый рынок. 4 – 5 лет назад саженцы этой культуры было найти сложно, но питомники начали массово заводить облепиху. Проблема была решена преимущественно благодаря импорту посадочного материала, регистрации зарубежных сортов, но популярные отечественные сорта сейчас тоже есть. Таким образом развили питомниковую базу и сейчас на внутреннем рынке есть достаточное предложение посадочного материала. Теперь нужно развивать всю производственную цепочку, в частности, послеуборочную доработку», — отмечает Александр Ярещенко.
«Среди других ниш довольно привлекательной выглядит земляника альпийская. Это лесная земляника, которая достаточно трудозатратна в выращивании, но пользуется стабильным спросом на рынке, в частности, в замороженном виде для экспорта.
Есть такие ниши, которые перспективны (жимолость, ежевика и др.), но пока массового рынка для них нет. Будет ли он, когда он появится, будет зависеть от усилий производителей, трейдеров, переработчиков и не только в Украине», — добавляет специалист.
«Если говорить о других нишевых ягодах, то красная смородина, крыжовник имеют потенциал к выращиванию и росту площадей. А например, ежевика недостаточно перспективна из-за климатических условий, поэтому Украина останется экспортером именно дикорастущей ежевики. Относительно жимолости радикальных изменений не прогнозирую, поскольку пока нет для нее большого рынка», — рассказывает Тарас Баштанник.
Андрий Ярмак касательно развития направления нишевых ягод в Украине отмечает: «Продолжает расти спрос на саженцы жимолости. В последнее время хорошо «пошла» облепиха».
Еще больше об овощах, фруктах и ягодах, тенденциях и инновациях на рынке можно узнать 15 февраля в 12:00 во время Плодоовощной open space конференции «2022: РЫНКИ. ТЕХНОЛОГИИ. НИШИ».
Организаторами конференции выступают агромедиа-агентство SAPIENZA и Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА) при поддержке Киевской контрактовой ярмарки.
Конференция состоится в Международном выставочном центре Киева (Броварской пр-т, 15, метро «Левобережная») в рамках выставки «Агровесна».
Плодоовощная open space конференция «2022: РЫНКИ. ТЕХНОЛОГИИ. НИШИ» – это экосистемное мероприятие, которое представляет профессиональные аналитические прогнозы развития рынка плодоовощной продукции, технологии производства и маркетинга ягод, овощей и фруктов и эффективные решения для развития бизнеса на внутреннем и международном рынках.
Участие в конференции бесплатно при условии обязательной предварительной регистрации. Зарегистрироваться можно здесь.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!