“Проблема рынка голубики – это отсутствие у большинства инвесторов понимания того, что они делают”
Обычно, когда в Украине растет цена на какую-то сельскохозяйственную продукцию, производители спешат увеличить площади под ней. При этом мало кто строит долгосрочные планы, уделяет достаточно внимания маркетингу, переработке или экспорту. Иногда это приводит к перенасыщению рынка и обвалу цен. С голубиной сейчас ситуация не настолько пессимистическая, впрочем площади под ней растут, внутренний рынок почти насытился и в течение ближайших двух-трех лет большинству производителей придется начать ориентироваться на внешние рынки, сообщает SEEDS.
«Если в течение зимы-весны в Украине и Европе никаких природных катаклизмов не произойдет, то в этом году сохранится тенденция, что украинским производителям будет интереснее внутренний рынок, чем рынок Западной Европы. Это связано не с тем, что в Украине более высокая цена, а с тем, что в той же Польше, которая является одним из основных конкурентов по экспорту голубики, цена будет низкая, как и в прошлом году. Несмотря на это, крупнейшие игроки украинского рынка продолжат экспортировать, поскольку объемы их производства больше потребности внутреннего рынка», — отмечает председатель Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Тарас Баштанник.
Что касается цен и перспектив, специалист говорит о неизбежности развития экспорта.
«По моему мнению, в течение ближайших двух-трех лет в Украине цена на голубику будет снижаться. Средняя цена в этом году у нас может быть на уровне 3 евро, а в Польше – 2,5 евро. Впрочем, как только цена в Украине снизится до польского уровня, будет смысл экспортировать ягоду в страны ЕС. Постепенное понижение котировок на внутреннем рынке связано с ростом предложения. А потребление не может расти такими же темпами, как производство. В 2023 или 2024 году объемы производства превысят спрос и большинство производителей будут выбирать — продавать в Украине или экспортировать. Придется экспортировать», — отмечает Тарас Баштанник.
«Ситуация такова, что на внутреннем рынке в течение, как минимум, двух последних лет, цены на голубику были интереснее экспортных. Это связано с тем, что популярность культуры и внутренний спрос выросли быстрее, чем прогнозировалось. К тому же из расчета валового производства голубики на количество населения в стране, перепроизводства на внутреннем рынке пока не наблюдается.
Несмотря на это, некоторые крупнейшие производители имеют контракты и при любой ситуации на внутреннем рынке, они экспортируют ягоду. В 2022 году многое будет зависеть от конъюнктуры рынка как внутреннего, так и внешнего. Думаю, ничего критического ждать не стоит. Тенденция к росту площадей и ориентации на внутренний рынок сохранится.
В 2021 году отдельные компании все-таки экспортировали голубику, но это были небольшие партии. Они производили эти поставки только для того, чтобы оставаться представленными как экспортеры. В 2022 году они будут также балансировать. Скорее всего, ягода более премиального качества будет идти на экспорт, а продукт более низкого качества будет оставаться на внутреннем рынке», — рассказывает заместитель директора по научной работе Института садоводства НААН Александр Ярещенко.
Экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак говорит, что продавать голубику на экспорт всегда выгоднее, чем на внутреннем рынке, особенно это было актуально в прошлом году. Впрочем, экспорт недостаточно развит, поскольку в Украине большинство производителей этой ягоды не имеют никакого представления об экспорте, а также о том, какое качество и какие объемы ягоды необходимы для начала продаж за границу.
«Самая большая проблема рынка голубики Украины, это отсутствие понимания у большинства инвесторов того, что они делают и зачем. Сажали ягоду глядя на высокую цену, а подумать о маркетинге, упаковке, анализе рынка, понимании стандартов качества, доработке забыли. Поэтому и чрезвычайно низкая эффективность производства, низкая урожайность, низкое качество, отсутствие возможности консолидировать объемы и подготовить их для экспорта. К счастью, понемногу ситуация меняется, но в этом году на рынке будет весело, конечно, если опять рынок не спасут очередные заморозки. Ведь действительно потерять часть урожая от заморозков дешевле, чем потратить деньги на его уборку, а затем не иметь возможности продать по цене, перекрывающей расходы. В 2022 году прибавится еще одна проблема – дефицит рабочих рук для уборки голубики. Сбор ягоды будет стоить значительно дороже. Я уже молчу о ценах на удобрения», — отмечает Андрей Ярмак.
Еще больше об овощах, фруктах и ягодах, тенденциях и инновациях на рынке можно узнать 15 февраля в 12:00 во время Плодоовощной open space конференции «2022: РЫНКИ. ТЕХНОЛОГИИ. НИШИ».
Организаторами конференции выступают агромедиа-агентство SAPIENZA и Украинская плодоовощная ассоциация (УПОА) при поддержке Киевской контрактовой ярмарки.
Конференция состоится в Международном выставочном центре Киева (Броварской пр-т, 15, метро «Левобережная») в рамках выставки «Агровесна».
Плодоовощная open space конференция «2022: РЫНКИ. ТЕХНОЛОГИИ. НИШИ» – это экосистемное мероприятие, которое представляет профессиональные аналитические прогнозы развития рынка плодоовощной продукции, технологии производства и маркетинга ягод, овощей и фруктов и эффективные решения для развития бизнеса на внутреннем и международном рынках.
Участие в конференции бесплатно при условии обязательной предварительной регистрации. Зарегистрироваться можно здесь.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!