Сроки окупаемости инвестиций в проекты по орошению 1-3 сезона – Илья Жемелинский, VARIANT IRRIGATION
В настоящее время вопрос орошения актуален для всего мирового АПК – засушливые земли занимают уже более 41% поверхности Земли, а ежегодно засуха уничтожает порядка 12 млн га сельскохозяйственных земель. Характерна проблема и для Украины: по данным Института водных проблем и мелиорации НААНУ, в постоянном орошении при выращивании полевых культур сегодня нуждаются 18,7 млн га (60%) пахотных земель Украины, а 4,8 млн га (15%) — в периодическом.
По мнению специалистов Счетной палаты Украины, обеспечение поливом указанной площади земель позволило бы увеличить объемы производства сельхозпродукции и ВВП страны более чем на 0,2%, или почти на 8,8 млрд грн.
В связи с этим на украинском рынке появляются сильные игроки – производители инновационных решений для полива. Так, в августе 2021 года на рынке дождевальных машин Украины компания «Вариант Агро Строй» представила новую торговую марку – Variant Irrigation.
Variant Irrigation объединяет опыт и экспертизу компании в области производства сельхозтехники, располагает собственной технологичной производственной и конструкторской базой для решения индивидуальных задач современных аграриев. Модельный ряд продукции ТМ “Variant Irrigation” включает круговые, фронтальные и универсальные дождевальные машины. На сегодняшний день более 100 агрохозяйств Украины используют широкозахватные дождевальные машины компании. Стабильная работа над сервисом и оборудованием позволила Variant Irrigation войти в ТОП-3 брендов с наибольшим спросом на рынке широкозахватной дождевальной техники в Украине.
О том, готовы ли украинские фермеры инвестировать в качественные системы орошения, какие первые шаги при этом необходимо предпринять и как окупается установка оборудования уже в первый год эксплуатации – читайте в первой части интервью с коммерческим директором компании «Вариант Агро Строй» (ТМ VARIANT IRRIGATION) Ильей Жемелинским.
– Илья, как вы оцениваете перспективы развития ирригационных систем в Украине и вашей компании в частности?
– Сегодня весь потенциал нашей производственной компании полностью сфокусирован на производстве оросительных систем. Безусловно, к этому решению нас подтолкнули тренды и запросы рынка АПК. С целью усиления этой задачи, еще в августе 2020 года мы разработали и представили рынку новую торговую марку – «VARIANT IRRIGATION». Кроме этого, мы усилили производство, службу шеф-монтажа и сервиса, организовали у себя склад запчастей, открыли новый офис в г. Мелитополь, готовы предоставлять нашим заказчикам проекты «под ключ», индивидуальные гарантийные условия, сервис 24/7/365. Также мы регулярно представляем рынку новинки оборудования, сейчас работаем над оптимизацией программы по удаленному управлению системами полива, разрабатываем программные комплексы, обучающие программы для персонала, который управляет системами. Клиент, который обращается к нам, получает полное сопровождение нашей компании по всем вопросам, касающимся реализации проектов по орошению.
– Орошение является актуальным направлением в контексте глобальных изменений климата. А готов ли украинский агробизнес инвестировать в качественные системы ирригации вместо того, чтобы, как ранее, просто надеяться на благоприятную погоду?
– Средние показатели прошлого года демонстрировали небольшое снижение объемов реализации систем орошения в Украине. Но уже в конце 2020 года и в начале 2021 г. был отмечен значительный рост, очевидно, что востребованность данного направления очень высокая. В 2021 году украинские агропредприятия начали активно инвестировать в оросительное оборудование и ирригационные системы. За первые 6 месяцев 2021 года рынок уже значительно вырос – в среднем на 60%. По итогам года мы ожидаем, что рост рынка дождевальной техники в Украине, по отношению к 2020 году, составит 70-100%. Это будут рекордные показатели. Но мы уверены, что это еще не «потолок» по нескольким причинам.
Во-первых, используя системы орошения, хозяйство получает контролируемый и стабильно высокий урожай выращиваемых сельхозкультур, вне зависимости от природных погодных условий.
Во-вторых, по итогам прошлого года агрохозяйства убедились, что наличие систем орошения на их полях может окупить инвестиции в их установку даже за год. Хотя средний срок окупаемости таких систем – 2-3 сезона.
В-третьих, в этот процесс значимо включилось государство. В минувшем году Президент Украины Владимир Зеленский заявил о том, что госпрограмма «Велике будівництво» будет расширяться за счет программы «Великого зрошення». В связи с этим, ряд программ по развитию этой сферы, которые разрабатывались в минувшем году, уже были успешно запущены в 2021 г. Еще несколько программ на сегодня находятся на этапе согласования, но государство усилило их поддержку. Кроме того, в результате визита Президента в США удалось заключить ряд соглашений, которые облегчат финансовую нагрузку для украинских аграриев при строительстве систем орошения и объектов сопутствующей инфраструктуры. К примеру, на сегодня ЕБРР заявил о поддержке на сумму около $30 млн проекта по восстановлению насосных станций каналов берегового уровня в Одесской области.
Также в начале сентября парламентом был принят закон «Об организациях водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель». Это однозначно позитивно повлияет на развитие украинского агросектора в целом и внедрение систем орошения в отрасли – в частности.
– В Верховной Раде рассматривается ряд законопроектов относительно регулирования систем мелиорации. Какое влияние это будет иметь на развитие оросительного направления бизнеса вашей компании?
– По вышеупомянутому закону «Об организациях водопользователей и стимулировании гидротехнической мелиорации земель» получателями средств господдержки являются фермеры. И, если дождевальная машина стоит, к примеру, 80 тыс. евро, то дополнительно такую же сумму агрохозяйство должно потратить на инфраструктурную подготовку – разработку проектов, строительство насосных станций, прокладку трубопроводов. Закон позволит кооперироваться хозяйствам для строительства ирригационной инфраструктуры. Это не только снижает финансовую нагрузку на отдельного фермера, но и позволяет ему участвовать в дополнительных программах господдержки, в том числе, с участием международных институций, которые в состоянии привлекать инвестиции.
Таким образом, изменения в законодательстве направлены, прежде всего, на фермеров и опосредованно – на компании, которые являются производителями оросительных систем. Ведь снижение финансовой нагрузки на агрохозяйства стимулирует их более активно приобретать и эксплуатировать оросительную технику. Кроме того, это ускорит процесс увеличения площадей под орошением в Украине.
– С чего фермеру нужно начинать проект орошения, чтобы добиться наибольшей эффективности?
– Показатели осени 2020 г. и весны 2021 г. говорят нам о том, что рынок орошения в Украине на стадии высокого роста. И если фермеры намерены заниматься системными проектами в сфере орошения, то мы бы рекомендовали задуматься об этом заранее. Я имею в виду необходимость подготовки проектных решений, проведения тендеров с поставщиками дождевальной техники, насосов, прокладку трубопроводов, размещения заказов на производство оборудования. На текущий период крупнейшие мировые производители дождевальной техники перегружены заказами. Аналогичная ситуация наблюдается и у отечественных производителей. Мы рекомендуем начинать подготовку и реализацию проектов по орошению как можно раньше – до плановой даты начала эксплуатации оросительного оборудования.
Еще два-три года назад у нас были ситуации, когда нам поступали заявки от хозяйств на производство и монтаж систем орошения в начале марта. При этом к концу месяца мы могли осуществить поставку дождевальных машин по такой заявке. Весной текущего года такое уже не получалось. Именно поэтому и необходимо точное планирование.
Кроме того, мы всегда рекомендуем фермерам, не использовавшим ранее системы орошения, узнать опыт аналогичных хозяйств, уже применяющих его. Это позволяет узнать все нюансы функционирования системы на практике. Существует большая разница: использует хозяйство 4-5 дождевальных машин или 40-50. Она заключается не только в объеме инвестиций, но и в формате операционного управления.
– То есть, основными факторами, влияющими на реализацию проекта орошения, являются планирование, обмен опытом и правильный подбор техники? А существует ли сезонность в производстве дождевальных машин?
– Специфика нашего производства состоит в том, что производством дождевальных машин мы занимаемся на протяжении всего года. Что же касается монтажа, наладки и запуска техники, то данные процессы, действительно, имеют свою сезонность. Два пика сезона – весна и осень. На весенний период приходится 60-70% вышеуказанных работ, а остальное – на осень. Но в последнее время эти показатели начинают изменяться по причине того, что многие хозяйства начали производить вышеуказанные работы заранее. Поэтому объем осенних работ сегодня увеличивается.
– От чего зависит период окупаемости дождевальных машин и существуют ли, возможно, успешные примеры быстрой окупаемости среди Ваших клиентов?
– Окупаемость зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним стоит отнести состав и качество почвы, регион, выращиваемые сельхозкультуры. К внешним факторам относится конъюнктура рынка. Минувший год был благоприятен для производителей сельхозпродукции, которые установили системы орошения, потому что в целом был неурожай основных сельхозкультур, но на тех фермерах, которые имели системы орошения, эта ситуация никак не сказалась. Между тем, неурожай привел к росту цен на сельхозпродукцию, что позволило нашим клиентам окупить установку систем орошения еще по результатам прошлого года. Текущий год показывает, что цена на агропродукцию продолжает расти, а поэтому сроки окупаемости проектов в сфере орошения будут снижаться.
О том, какую оросительную технику выбирает украинский фермер, как VARIANT IRRIGATION завоевал репутацию надежного производителя и о конкурентном поле на рынке оросительных систем читайте во второй части интервью с Ильей Жемелинским совсем скоро эксклюзивно на SEEDS.org.ua.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!