Доставка свежих овощей домой: как это работает в Украине?

0 110

В мире все более популярными становятся сервисы по доставке еды. Речь идет не только о готовых блюдах, но и о продуктах. Некоторые китайские фермеры уже зарабатывают миллионы на онлайн-торговли. О том, какова ситуация с этим сегментом в Украине и готов ли потребитель к доставке овощей с фермы в квартиру, журналисты SEEDS поговорили с Богданом Чабаном, основателем компании «Овочар».

– Идея Вашего бизнеса (доставка овощных корзин) является достаточно интересной. Как она возникла?

– Я довольно долго работал в ресторанном бизнесе и довольно часто сталкивался с тем, что продукция, которую привозят поставщики (в частности, свежие овощи), недостаточно качественная. Например, томаты твердые, невкусные, не пахнут томатом. Меня это огорчало. В связи с этим появилась идея – построить небольшую ферму, которая обслуживала бы мои заведения. Создать место, где можно было бы выращивать овощи, зелень для обслуживания ресторанов.

Мои друзья пригласили поехать вместе с ними в Запорожскую область,в Каменку-Днепровскую. Это крупнейший в Украине район, где выращивают тепличные овощи – около 3 тыс. гектаров теплиц, покрытых пленкой. При этом, все производители там – мелкие хозяйства, то есть это не какие-то крупные компании или холдинги. Просто обычные люди могут на 20 сотках своего огорода выращивать овощи. Они обеспечивают до 70% украинского рынка свежих овощей.

Но из-за того, что производители в Каменке-Днепровской немного разрозненные, там есть несколько проблем. Первая проблема – производство не совсем легально. Вторая проблема – маленькие фермеры не могут формировать крупные партии для того, чтобы сотрудничать непосредственно с магазинами или выступать в качестве поставщика. Поэтому в районе сформировалась цепочку различных посредников, которые, с одной стороны, заметно влияют на цену конечного продукта, а с другой стороны – для самих фермеров сотрудничать с ними не очень удобно.

В украинском сегменте потребитель зачастую покупает огурец с названием «Огурец» и помидор «Помидор». Производители не брендируют овощи потому, что не очень хотят нести ответственность за продукцию, с одной стороны, а с другой – может, не видят необходимости в этом. Поэтому появилась идея объединить  мелких производителей и создать бренд «Овочар».

Мы поставили себе цель – изменить рынок овощей в Украине, чтобы продукция была более вкусной, более экологичной и более цивилизованной. Потому что сейчас это все выглядит как «дикий Запад»: нет четко установленных правил, соответствующего качества.

Мы работаем по двум направлениям: доставка овощей в Киеве непосредственно потребителю и поставки в рестораны и супермаркеты.

– С каким количеством поставщиков сотрудничаете?

– Сейчас – это около семнадцати. Обычно это просто семьи фермеров. Поставщиков подбираем, прежде всего, по критериям экологичности (отказ от использования агрессивных химикатов, применение натуральных удобрений), а также – по состоянию мощностей, на которых выращивают овощи (земли) и по подходу к производству.

Сейчас мы в поиске – планируем еще привлекать фермеров к сотрудничеству. Например, ведем переговоры с хозяйством, которое занимается выращиванием сладкой кукурузы. Постепенно расширяемся, но делать это не очень просто, поскольку не все производители хотят меняться и начинать придерживаться каких-то правил.

– Что Вы имеете в виду, когда речь идет об экологичности, ответственном подходе к окружающей среде? Фермеры, которые сотрудничают с Вами имеют органические сертификаты?

– Мы движемся в этом направлении. Хотим получить сертификацию Organic Standard, но в этом сезоне это уже вряд ли удастся. В следующем году будем сертифицироваться. Сейчас консультируем по этому вопросу наших производителей.

– Овощи – продукт скоропортящийся, они требуют специфического хранения. Как в Вашей компании организована логистика и хранение?

– У нас есть холодное хранилище в регионе, где расположены мощности производства. После сбора овощей их сразу транспортируют в это хранилище. Там продукция сортируется и упаковывается, после чего ее перевозят в Киев в рефрижераторах – на наше хранилище здесь, или сразу на логистический центр клиента.

– Сколько у компании клиентов, и с кем работаете больше – с ресторанами или с потребителями, которые заказывают доставку на дом?

– Мы не так давно запустили сервис доставки. Выполняем около 40 – 45 заказов в день. Но рестораны и небольшие магазины, с точки зрения объема заказов, преобладают. Также начали сотрудничество с сетью WINETIME. Там будет представлен эксклюзивный сегмент продукции (мраморные томаты, помидоры черри, черные томаты). Скоро представим свои упаковки, которые разработали специально для WINETIME. Они экологичные, с ярким дизайном. Думаю, что для украинского рынка это будет что-то новое.

– Еще кто-то в Украине занимается таким типом сервиса? Если да, то кто Ваши конкуренты?

– Если говорить именно о создании кооперации фермеров, о стремлении к органичности, то я воспринимаю такие компании не как конкурентов, а как наших друзей, которые также пытаются изменить рынок. Более видим конкурентами большие тепличные комбинаты и крупных оптовых игроков рынка. Именно им мы хотим создать конкуренцию в этом сегменте. При этом сделать рынок более экологичным во всех аспектах.

Рынок качественных овощей и доставки возрастает. Растет рынок упаковки. представители ритейла говорят, что их клиенты хотят видеть на полках не только качественные продукты, но и качественные, визуально привлекательное упаковки. В Украине есть куда расти и с точки зрения экологичности и качества, и услуг.

Большинство крупных производителей собирают, отвозят «валом» 20 – 40 тонн. Им нет разницы, понравится продукт потребителю, главное – отгрузить большую партию.

Фактически, в сегменте овощей я сейчас вижу только два бренда довольно большие – это «Гордій» и «Калинівка», но общий рынок гораздо больше. Ритейл хочет сотрудничать с новыми игроками, но их, с одной стороны, мало, а с другой – производители часто изготавливают достаточно малый объем продукции не могут ни сформировать партию, ни сделать качественную документацию или сертификацию.

– Есть ли у Вас планы по выходу на экспортные рынки?

– Это уже достаточно долговременная стратегия, но нам этого очень хотелось бы. Это будет не в этом году и даже не в следующем. Года через 3 мы к этому придем, поскольку нужно еще достичь определенного уровня качества. Нам хотелось бы выйти на экспорт, максимально позиционируя себя как украинского производителя, вести профессиональный маркетинг, чтобы Украина могла занимать какие-то заметные позиции на международном рынке.

SEEDS.org.ua

Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook Instagram
Youtube та Підписуйтесь!

Залишити коментар

Ваш email не буде опубліковано

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!