Мусор вместо фруктов и овощей на полках не добавляют прибыли ни супермаркетам, ни садоводам
Плодоовощные отделы – это своеобразная «визитка» каждого супермаркета. Важность отделов свежих овощей и фруктов во всех розничных продовольственных сетях выросла настолько, что хороший плодоовощной отдел может сделать прибыльным всю сеть, а плохой, наоборот, привести к её банкротству.
Однако прогресс у супермаркетов нашего региона не слишком быстрый. Об этом пишет в своем блоге на EastFruit Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).
«Я расскажу историю, которая произошла со мной в Киеве в середине февраля, а также на цифрах покажу, почему мусор вместо фруктов и овощей – это плохая идея не только для супермаркетов, но и серьёзный сдерживающий фактор для развития садоводства и овощеводства в целом. Я буду показывать это на примере Украины, однако это одинаково актуально и для Молдовы, и для Грузии и для Узбекистана и Таджикистана.
Зайдя в супермаркет одной из сетей (назовём её сеть А), которая, судя по уровню цен, должна стремиться к «премиальному» сегменту, я обнаружил, что из 10 позиций яблока, ни одно не соответствует минимальным стандартам качества. Не моим, а даже государственным ДСТУ.
В результате, так как яблоко является обязательной покупкой для меня, я принял решение пойти к конкурентам, хотя они расположены менее удобно и я потерял дополнительное время. Сразу скажу, что не только яблоко заставило меня отказаться от покупок в этом магазине – борщевой набор там был в отвратительном состоянии и даже лимоны были вялые и некоторые — подгнившие», – пишет Андрей Ярмак.
«У конкурентов (назовём их супермаркет Б) картина была тоже не очень хорошая, но пару позиций яблока мне подошли, поэтому я потратил в этом магазине около 1 тыс. гривен ($36), конечно, не только на овощи и фрукты.
Кстати, весь ассортимент овощей и фруктов я так и не купил, зато зашёл в ларёк рядом, где всегда есть премиальные фрукты и овощи и потратил там ещё около 400 грн ($14), купив свежую рукколу, качественную хурму, ассортимент томатов, и другие овощи и фрукты.
Итак, что получается с точки зрения магазина? Супермаркет А потерял 1,4 тыс. грн сразу. Более того, подарил из них 1 тыс. грн прямому конкуренту, а ещё 400 грн, ларьку! Супермаркет Б потерял 400 грн. Спасибо вам супермаркеты, за поддержку малого бизнеса! Шутка, конечно, но доля правды в этом есть. Почему собственник ларька может обеспечить качественную выкладку, а супермаркет – не может», – отмечает экономист ФАО.
«А теперь считаем потери этой сети от мусора вместо яблок на полке. Подобный магазин, по моим приблизительным оценкам, должен обслуживать от 2 до 3 тыс. потребителей ежедневно. Берём 2500. Допустим, что таких требовательных, как я, набирается всего 5%. Средний чек, пусть будет около 200 грн (у меня всегда значительно больше).
Итак, этот магазин плохими яблоками на полке буквально выставил меня за дверь, а вместе со мной ещё около 125 человек за тот день, каждый из которых подарил конкуренту 200 грн в среднем. Как видите, я беру минимальные из возможных цифр, потому что мы знаем, что требовательный к качеству покупатель потратит больше. Но чтобы не преувеличивать, пусть будет так.
Итого, потери магазина за день составили 25 тыс. грн., а в годовом измерении – более 9 млн. грн ($325 тысяч), подаренных конкурентам! Это очень дорогой мусор», – подчеркнул Андрей Ярмак.
«Но это ещё не всё! Это яблоко, как я знаю из первых уст, плохо продаётся. Оно занимает место. Допустим это всего лишь 1 квадратный метр площади, но ведь за эту площадь в центре Киева приходится платить! И не только за торговую, но и за складскую, да ещё и за логистику.
У меня есть серьёзные подозрения, что такие ужасные по качеству овощи и фрукты приняты сетью к реализации не просто так. Я почти уверен, что если бы собственник видел эти яблоки в момент приёмки, он бы их не принял ни при каких обстоятельствах! Я не думаю, что у сети во внутренних стандартах есть разрешение принимать мусор. А значит, кто-то должен быть сильно заинтересован в том, чтобы закрыть глаза на качество», – отметил эксперт.
«Что мы имеем в результате? Минус 9 млн грн выручки на магазин, неуважение к потребителю, и нарушение даже не суперстрогих норм безопасности и качества продукции, которые действуют в Украине. В принципе это яблоко нужно было бы либо утилизировать, либо продать на переработку.
Что значит отказ от мусора на полках супермаркетов в масштабах страны с точки зрения садовода? Это значит плюс 4-5 млрд грн, по самым скромным подсчётам, дополнительной ежегодной выручки для садоводов, выращивающих только яблоки! А значит весь бизнес станет просто намного более прибыльным и в него придут дополнительные инвестиции.
Поэтому мы с лёгкой совестью будем бороться за то, чтобы не было на полках супермаркетов свежих овощей, фруктов и ягод низкого качества. Будем надеяться, что эта информация будет доходить до собственников и менеджеров сетей супермаркетов, а также собственников садоводческих и овощеводческих хозяйств стран нашего региона», – пишет Андрей Ярмак.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!