Яблочный бизнес Украины: выигрывает тот, кто инвестирует в технологии защиты от внешних условий
В этом сезоне яблочный бизнес Украины получит на 5 млрд грн больше дохода, чем в прошлом сезоне. Но во времена непогоды, выиграет лишь тот, кто инвестирует в технологии защиты от внешних условий. Об этом пишет в авторском блоге на EastFruit экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак.
«Это блог является текстовой версией моего выступления на Десятой международной конференции «Яблочный бизнес Украины 2020», проведенной компанией «АПК-Информ: овощи и фрукты» в Харькове 23 октября 2020 года», – отмечает эксперт.
«По моим оценкам, за сезоны 2019/20 и 2020/21 яблочный бизнес Украины получит на 5 млрд грн больше дохода, чем в сезоне 2018/19 годов. И это несмотря на резкое снижение объёмов производства.
Я считаю, что эти 5 млрд и два года форы – это был своеобразный подарок судьбы. Воспользовались ли им наши садоводы? Это уже вопрос открытый. Конечно, я знаю и тех, кто не получил дополнительных денег, так как потерял почти весь урожай вследствие градобоя или заморозков.
Но здесь тот случай, когда везёт более подготовленным. В любом случае для большинства садоводов эти сезоны были не столь уж плохими – лучше уж меньше яблока на более высокие цены, чем наоборот.
Погода, точнее непогода, оказывает всё большее влияние на рынок – заморозки, град, засуха – эти факторы приводят ко всё большим потерям урожая. Выигрывает лишь тот, кто инвестирует в технологии защиты от внешних условий», – пишет Андрей Ярмак.
«Сетка сейчас – это уже не прихоть, а стандарт, как 15 лет назад стандартом стало капельное орошение. Инвестиция в защиту от заморозков уже тоже точно окупается в условиях Украины.
Выскажу даже крамольную мысль – не за горами времена, когда яблоко будет выращиваться в полностью закрытом грунте. Я уже в этом году видел проекты яблочных садов, полностью укрытых прочной плёнкой, решающей множество проблем.
Ягоды и экзотика отвоёвывают долю рынка у яблока в странах, где его традиционно много потребляли. Поэтому мировая торговля яблоком НЕ РАСТЁТ, хотя яблоко активно садят во многих странах мира. Да, коронавирус временно поднял потребление яблока в Европе и США, но надолго ли?! Ведь и потребление ягод тоже выросло, причём часто даже более существенно, чем потребление яблока», – отмечает экономист.
«Селекция и современные технологии позволяют выращивать яблоко в странах, где раньше это казалось невозможным – это тоже плохо для мировой торговли. Ведь страны импортёры, становятся, иногда, экспортёрами или же снижают объёмы закупок.
Промышленное яблоко никому особо не нужно. Точнее оно нужно, но по очень низкой цене. Даже в дефицитные годы цены на него остаются низкими. Поэтому нужно снижать процент промышленного яблока в урожаях.
Премиум – это новый стандарт. Но премиум качество нужно по стандартной, а не премиальной цене. Да, условные «айдареды» в небогатых странах будут и дальше иметь сбыт, особенно в неурожайные годы, но рынок такого яблока сужается и будет сужаться.
А вот клубные сорта подбирают всю маржу – это и есть новый «премиум» стандарт яблока. За доступ к их официальному производству Украине нужно реально бороться», – полагает Андрей Ярмак.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!