Как самостоятельно сделать аналитическую экспортную разведку – советы специалиста
Прибыльный экспорт всегда начинается с рыночного анализа. Качественная аналитика сегодня может стоить десятки тысяч долларов, но при этом нужно взвешивать – действительно ли она даст возможность вернуть эти деньги.
По мнению национального консультанта Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрея Панкратова, аналитика должно быть соразмерно с той прибылью, которую вы получаете от экспорта. Во время Международной конференции аграрного бизнеса “Увеличение доходов в международной торговле” эксперт дал практические советы как провести самостоятельную аналитику, и сэкономить собственные средства.
“Сколько может стоить профессиональная аналитика сегодня? Лично я пользуюсь следующей формулой: спрашиваю “сколько вы хотите вложить в экспорт”, и предлагаю взять 1% от этой суммы. Вот это пустите на аналитику”, – отмечает эксперт аграрного рынка Андрей Панкратов.
В том случае, если представитель агробизнеса не в состоянии потратить подобные средства, специалист рекомендует провести самостоятельную бесплатную аналитику.
Шаг первый: определяем HS своего товара
“Что это за код? Это Harmonized System- гармонизированная система. Это система номенклатуры принятой во всем мире, по всем возможным товарах и сервисах. Код состоит из 6 знаков, 6 цифр. На этом коде многие страны строят свои собственные товарные номенклатуры. Например, в Украине, они называются “Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности” и имеют 10 цифр”, – рассказывает Андрей Панкратов.
По словам специалиста, каждая страна может иметь свою номенклатуру. Определить этот код можно онлайн, бесплатно. “После определения кода, можно посмотреть по нему мировых импортеров”, – сообщает Панкратов.
В качестве качественных источников торговой статистики, аналитик аграрных рынков приводит такие ресурсы как UN COMTRADE, Global Trade Atlas, Trade Data Monitor. Удобным бесплатным сайтом, по мнению специалиста, пока есть Trade Map.
“Одна из многочисленных преимуществ именно этого ресурса в том, что он делает дооценка по тем странам, по которым данных нет. Т.н. “mirror data”- отражение баз данных. Если, например, нет импорта Афганистана, он смотрит экспорт всех стран кто подал статистику в Афганистан, и составляет более или менее понятную оценку”, – делится Андрей Панкратов.
Только с одной импортной торговой статистики в Trade Map, у того, кто делает самостоятельную аналитику, уже есть возможность собрать много исчерпывающей информации.
“В такой статистике возможно посмотреть динамику импорта, экспорта, своих конкурентов. Возможно даже узнать об экспорте, непосредственно, в ту страну, в которую вы думаете поставлять: с кем вам придется там конкурировать. Кроме этого, данные о ценах, объемы в тоннах и о том, как себя ведут конкуренты в разрезе нескольких последних стран”, – добавляет Андрей Панкратов.
По мнению аналитика аграрного рынка, важно также обратить внимание на такой показатель как таможенный импорт из Украины. Пошлины могут составлять десятки процентов, и это почти исключает возможность конкурировать на рынках. На помощь агробизнесу приходит бесплатная база данных по странам, которую собирает International Trade Center: Market access map.
Не менее важным также является показатель ВВП на душу населения. По мнению аналитика, важно понимать, с кем вы будете иметь дело на рынке, и какого качества продукта он нуждается: это будет дешевый, или премиальный продукт, в простой или в дорогой упаковке. Также эксперт отмечает, что не лишним будет посмотреть и индекс экономической свободы.
Для разработки более детального анализа, Андрей Панкратов рекомендует обратить внимание на показатель внутреннего производства.
“Надо понимать, производит продукцию страна самостоятельно или она живет на импортном. Если она производит и самостоятельно и живет на импортной продукции, нам надо понять каким образом те, кто поставляет туда, конкурируют с внутренним продуктом”, – дает совет специалист.
По словам аналитика, самостоятельно можно вычислить потребления. Это делается по формуле “производство + импорт – экспорт”. В конечном счете мы получим приблизительную оценку потребления.
В конце выступления специалист также отметил ресурсы, на которых агробизнесмены могут найти готовые исследования рынка. По мнению Панкратова, качественный анализ государственными и донорские проекты, такие как Export Promotion Office, Ukrainefood.org, и Отраслевые ассоциации, консалтинговые компании и USDA GAIN.
Во время конференции, в частности, выступили эксперт по внешним рынкам, и.о. министра аграрной политики и продовольствия Украины (2019) Ольга Трофимцева, аналитик аграрных рынков Андрей Панкратов, директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Екатерина Зверева, эксперт ягодного рынка, владелец SBFrozen Foods Андрей Жуков, директор компании “Евросем” Дмитрий Шацман, советник по вопросам сельского хозяйства посольства Королевства Нидерландов в Украине Рейнауд Наутен, советники по вопросам развития бизнеса коммерческого отдела посольства Канады в Украине Лилиана Жилина и Елизавета Журавская, директор компании ARTIS.СОМ Василий Гальчевский, основательница платформы HelpSMI Анастасия Ширина и другие специалисты по выходу на международные рынки, а генеральный директор группы компаний BioNorma Ярослав Чабанюк выступил модератором мероприятия.
Информационные партнеры мероприятия:
EastFruit, UkraineFood.org, Agri-Gator, Агроіндустрія, УНН, Агроперспектива, Drone.UA
«Сладкий» спонсор конференции – компания «Житомирські ласощі».
SEEDS.org.ua по информации Аgri-gator
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!