Обнародован “овощной рейтинг” супермаркетов Украины
Рейтинг супермаркетов Украины по качеству плодоовощной продукции и качеству отделов опубликовало на своих страницах издание EastFruit. Розничный аудит проводился в ноябре 2019 года.
Международная команда EastFruit провела традиционный аудит плодоовощных отделов сетей супермаркетов в пяти странах и семи городах: Украина (Киев и Днепр), Грузия (Тбилиси), Молдова (Кишинев), Таджикистан (Душанбе и Худжанд) и Узбекистан (Ташкент) В конце этой осени (18-19 ноября 2019 года).
“Чтобы быть справедливым в оценке качества продукции, мы соотносили процент некондиционной продукции с общим ассортиментом, потому что поддерживать высокое качество продуктов на полках в магазине с ассортиментом в 40 позиций значительно легче, чем в магазине с ассортиментом в 300 позиций.
Браком считалась подгнившая, битая, поврежденная, деформированная, увядшая продукция, а также та, которая не соответствовала хотя бы минимальным стандартам качества, при условии, что такой продукции по каждой позиции было не менее 5-7%. Единичные случаи порчи или несоответствия стандартам нами не учитывались”, – говорится в сообщении EastFruit.
Рейтинг по показателю ассортимента и общая информация о методике, времени и специфике аудита, размещена здесь.
Качество продукции
Первенство в рейтинге Киева по качеству свежей плодоовощной продукции обеспечили себе сети супермаркетов “LeSilpo” (Ле Сильпо) и “Novus” (Новус), где в период мониторинга практически не было обнаружено свежих овощей и фруктов с браком.
Также довольно неплохой результат показала сеть супермаркетов “Varus” (Варус), хотя ей было несколько легче удержать качество, чем “Ле Сильпо” и “Новусу” ввиду довольно малого ассортимента свежей плодоовощной продукции на полках отдела.
В аутсайдеры рейтинга снова попали сеть “АТБ-Маркет”, а также магазины “Экомаркет”, где в среднем 9-10% свежей плодоовощной продукции в ходе мониторинга определялись как “позиции с браком”.
Что интересно, для своих потребителей в Днепре сеть супермаркетов “АТБ-Маркет” предлагала более качественную продукцию в плодоовощном отделе, и доля брака в магазинах была вдвое ниже, чем в Киеве. Схожая ситуация наблюдалась и при мониторинге магазинов “Metro Cash & Carry” (Метро Кэш энд Кэрри).
При этом “Сильпо” в Киеве предлагала продукцию лучшего качества, чем в Днепре, а представитель премиум-формата этой сети (“Ле Сильпо”) уверенно держал марку в обоих городах.
Аутсайдером рейтинга Днепра снова выступила сеть “Тhrash” (Траш) где более 12% свежей плодоовощной продукции на полках магазина можно было отнести к бракованной.
Качество отдела
Оценка качества отдела свежей плодоовощной продукции, в свою очередь, складывалась из трех критериев:
- информативность, т.е. насколько отдел информативен для потребителя, насколько читабельны ценники, указывается ли страна и регион происхождения продукции, а также производитель, доступны ли для потребителей дополнительные материалы о продукции или производителе и т.д.;
- мерчендайзинг, т.е. насколько отдел визуально красиво оформлен и привлекателен для потребителя, чистый ли он, в какой таре представлена свежая плодоовощная продукция, есть ли в отделе элементы декора, насколько логично размещены продукты и т.д.;
- комфорт, т.е. насколько отдел комфортен и удобен для потребителя, достаточно ли места для прохода и проезда тележек, легко ли взвесить и достать продукцию, насколько дружелюбен персонал, насколько хорошо представители отдела разбираются в продукции на полках и готовы помогать своему покупателю и т.д.
В Киеве наиболее удобные для потребителей отделы свежей плодоовощной продукции были готовы предложить магазины “Ле Сильпо”, “Мегамаркет” и “Новус”. При этом первый был лидером города по всем трем критериям оценки плодоовощного отдела (информативность, мерчендайзинг и комфорт).
Неплохие результаты в плане информативности отдела показали также такие сети супермаркетов, как “Auchan” (Ашан), “Метро Кэш энд Кэрри” и “Billa” (Билла), где этот показатель был даже несколько выше, чем у лидеров “Мегамаркет” и “Новус”. Довольно высокие оценки по мерчендайзингу и комфорту отдела также были получены сетями “Сильпо” и “Велмарт”.
Аутсайдерами рейтинга качества плодоовощного отдела были сети “АТБ-Маркет”, “Фора” и “Экомаркет”. Последний получил наиболее низкие оценки по мерчендайзингу и комфорту отдела, а звание анти-лидера по информативности эта сеть разделила с магазинами “Фора”. Довольно низкие оценки по информативности отдела также получили магазины “Велмарт” и “Велика Кишеня”.
Лидером Днепра по качеству отдела свежей плодоовощной продукции, как и в Киеве, стал супермаркет “Ле Сильпо”, хотя по информативности ситуация в магазинах “Ашан” и “Метро Кэш энд Кэрри” была несколько лучше. Эти две сети также показали неплохие результаты в плане мерчендайзинга, хотя, что интересно, в плане комфорта отдела в среднем несколько даже уступали сети “АТБ-Маркет”.
Следует отметить, что сеть “АТБ-Маркет” в последние годы начала активно развивать премиальный формат своих магазинов в родном для сети Днепре, где основной фокус сделан именно на позитивный опыт от покупок для потребителей. При этом в Киеве сеть представлена, как правило, небольшими дискаунтерами.
Отдел свежих овощей и фруктов в обоих “Метро Кэш энд Кэрри” и одном из представителей “Ашан” находился довольно далеко от входа в магазин, что несколько снизило оценку этих сетей. К тому же, магазин “Метро Кэш энд Кэрри” более ориентирован на оптовых покупателей, для которых вопрос комфорта не находится на первом месте, а оба “Ашана” в Днепре являются наследниками уже закрытой сети “Караван” и сохранили в себе те проблемы, которые ранее существовали у “Караванов”.
Аутсайдерами рейтинга по качеству отдела свежей плодоовощной продукции выступили магазины “Траш” и гипермаркет “Фоззи”, которые показали самые низкие оценки по каждому из трех критериев (информативность, мерчендайзинг, комфорт).
Специально обученные независимые специалисты в одни и те же дни посещали магазины в разных городах и странах, как обычные посетители и оценивали их по одним и тем же критериям.
Команда приложила максимальные усилия для того, чтобы оценка была беспристрастной, однако, учитывая количество посещенных магазинов, результаты аудита не могут считаться статистически значимыми и не могут рассматриваться в качестве какого-либо официального рейтинга.
В то же время каждая сеть может использовать эти результаты в качестве полезной информации для того, чтобы осуществить улучшения в работе плодоовощных отделов.
SEEDS.org.ua по информации EastFruit
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!