Cвоя ниша: бизнес на выращивании пряно-ароматических трав
За четыре года работы питомник декоративных растений «Спасский питомник» стал центром по выращиванию пряно-ароматических трав в Украине. В год предприниматели получают 700 тыс. грн доходов и продают более 20 000 растений.
Как пишет “Агравери“, “Спасский питомник» на Днепропетровщине, начал проект «Пряный сад» и теперь выращивает растения как для открытого грунта, так и для комнатных условий. Убеждают, этот бизнес является очень рентабельным для мелких фермеров и даже любителей агробизнеса, поскольку требует минимум знаний и капиталовложений. Как сделать из хобби бизнес, и что для этого нужно, рассказывает коммерческий директор предприятия Людмила Баранник.
К мечте – с детства
Людмила Баранник с детства обожала заниматься травами – перенимала опыт старшего поколения – бабушек и дедушек, много читала о влиянии трав на организм и пыталась лечить всю семью от простуды травяными чаями и настойками. Десять лет назад недалеко от города Днепр они с мужем открыли питомник декоративных растений «Спасский питомник» на территории в 25 га. Позже она сразу решила попробовать сделать на территории новое направление – выращивание пряных растений, так называемый «Пряный сад». «На сегодня пряные растения в горшках – это общеевропейский тренд. Употребляют пряные травы в свежем виде, используют в качестве декора на столах в ресторанах или просто дома. Поэтому нам хотелось создать эту моду в Украине», – объясняет свой выбор Людмила.
Она начала бизнес с того, что активно скупала разные семена, пытаясь воспроизвести картинку из упаковки, однако быстро поняла, что все не так просто – одни и те же семена при одинаковых условиях могли дать кардинально разный результат. Ведь в зависимости от партии и времени, место сбора семян даже в ведущих компаний-оригинаторов семян, может быть различным (и даже в одной пачке), а следовательно – растения, хотя и одного вида, но будут визуально разными.
«Как питомник, мы не можем себе позволить выращивать различные растения – партия должна быть однородной, ведь у каждого сорта есть свои индивидуальные особенности и игнорировать это нельзя. Производить под одним названием каждый год разный базилик – значит быстро потерять хорошую репутацию», – предостерегает владелица пряного бизнеса. Со временем она поняла, что следует искать на рынке не семена, а оригинальные черенки и только так можно обеспечить идеальное качество товара. Поэтому на сегодня 90% пряных трав в питомнике производится с ввезенных иностранных черенков.
«Спасский питомник» продает уже готовый продукт (растения в горшках) и не практикует выращивание на сырье, например, на сушку. Поэтому здесь выбирают только сорта растений итальянской, голландской, израильской селекции, которые отличаются своими вкусовыми качествами. Хозяйка сама бережно отбирает и постоянно обновляет ассортимент, ездит по иностранным питомникам и выставкам. «К сожалению, зелень выращивают многие предприятия в мире, а вот создают новые виды пряных растений не так активно. К тому же, подобрать сорт, который будет подходить идеально условиям довольно трудно, поэтому нам приходится много экспериментировать. К примеру растения родом из Индии в Украине вообще не приживаются. Есть и определенная предвзятость и недоверие к новым сортам растений», – говорит она. Наибольшей популярностью среди клиентов предприятия пользуются мята, лаванда, розмарин, тимьян и мелисса, и другие.
Бизнес в деталях
Травы и специи – это действительно рентабельно, однако только, если вы будете учитывать все детали, говорят владельцы «Спасского питомника». «Пряности составляют 5-7% от общей реализации нашего питомника, это 600-700 тыс. грн в год, которые можно заработать на травах. Пряная площадка занимает не более 1 га, обслуживают 2-4 рабочих в зависимости от сезона, расходы по уходу за растениями являются относительно невысокими. По моим наблюдениям, это получается у тех, кто точно спланировал сбыт, в какие рестораны и сколько продукции нужно», – утверждает Людмила Беранник. Что касается капиталовложений, то суммы Людмила не называет. Сад работает в рамках основного питомника, а если стартовать сначала и брать землю в аренду, то получится в разы дороже. Она рассказывает, что основные затраты – это черенки, цена которых может начинаться от нескольких евро до десятков, ведь они доставляются из-за границы. К тому же, поскольку бизнес постоянно развивается, то и затраты растут пропорционально увеличению заказов.
В своем питомнике «пряные предприниматели» продают эти растения в контейнерах оптом, работают только с клиентами напрямую. «Основные покупатели наших горшков – это розничные садовые центры, цветочные магазины, переработчики (локальные производители специй, лечебных трав и чаев, косметики), предприятия, занимающиеся озеленением и ландшафтным дизайном, и таким образом вносящие разнообразие в свой ассортимент. По предварительному заказу мы оптом продаем черенки для доращивания по цене от 3 до 5 грн », – рассказывает она. А вот сотрудничеством с ритейлом в питомнике недовольны. Все потому, что супермаркетах растения в контейнерах на полках холодильника выставляли непрезентабельно, поэтому от такого сотрудничества «Спасский питомник» отказался.
Часто покупатели приобретают оптом черенки для доращивания или уже готовые горшки и реализуют с наценкой, что позволяет им зарабатывать. По словам Беранник, если закупать у них растения в горшках по 14 грн, а продавать как минимум по 35 грн, то можно получить прибыль, даже вообще не углубляясь в агрономический процесс. «В социальных сетях наши клиенты создают группы и продают через них зелень, и для супермаркетов, и для кафе, и просто для дома. Они хорошо зарабатывают на таком бизнесе, а капиталовложений минимум», – отмечает она.
Ну а для тех, кто все же хочет попробовать выращивать свой пряный сад с нуля, Людмила рекомендует запомнить несколько правил. Выбирая пряные растения для посадки следует обратить внимание, что они должны быть компактными, выглядеть красиво аккуратно в горшке. Поскольку отрасль молодая, то платить за слишком дорогие крупномеры потребители в Украине также еще не готовы. «В начале мы экспериментировали и с большими, и с маленькими горшками, а растения в них не всегда выглядели товарно. Сейчас мы продаем травы в двухлитровых контейнерах, это оптимальный размер. А вот для мяты, поскольку она хорошо разрастается, есть смысл выбрать горшки меньшего размера», – делится опытом бизнесвумен. Еще одна национальная особенность потребителя – это то, что украинцы, в отличие от европейцев, любят многолетние растения, а вот к однолетникам относятся со скепсисом, – не хотят за них платить, что ограничивает ассортимент пряного сада.
Держать ассортимент
Одно из важных преимуществ «пряного сада» – это его разнообразие, каждого вида пряных растений здесь как минимум несколько сортов. И это не случайность. Как рассказывает Баранник, прежде чем стартовали продажи в этой нише, они долго изучали возможности бизнеса и вывели для себя главное правило – большой ассортимент и постоянное обновление предложений. Нужно постоянно предлагать покупателю что-то новое и оригинальное, чтобы клиент каждый раз посетив вас не шел домой без новинок.
«Я не могу себе позволить заявить, что в нашем питомнике просто лаванда, обязана предложить различные сорта мяты, базилика, других пряностей. Также потребители отдают предпочтение многолетним сортам лаванды и для почвы, и для комнатного выращивания, что сразу «отвергает» ряд сортов. Питомник предлагает редкие растения, например, лемонграсс, который трудно найти в Украине. Новинкой сезона является вьетнамский кориандр, который растет круглый год, нормально чувствует себя в открытом грунте, также завезли сорт полыни, который пахнет пепси-колой и очень нравится клиентам. На сегодня под мяту в питомнике отведено 70% площадей, имеют до 15 различных сортов – например, среди цитрусовых сортов, это мята грейпфрутовая, апельсиновая, лимонная, среди фруктовых экзотических – ананасная, банановая, клубничная, имбирная, яблочная, шоколадная и тибетская. Топовой позиции продажи стала марокканская мята, которую используют для приготовления коктейля мохито, который так любят в летнюю жару. Такие растения берут и для дома, и для ресторанов, а также на подарок. «Часто у нас заказывают так называемые пряные сети – наборы трав коктейлей, к мясу или рыбе в одном большом горшке. Это очень оригинальный презент», – говорит Людмила.
«А еще, спрос на пряные растения сильно зависит от сезона. Во время пикников с шашлыками в разы возрастает спрос на базилик. Когда шашлычный сезон заканчивается, начинают лидировать в продаже мята для лимонадов и ароматные травы для салатов. Хорошо продается чабер, который может заменить перец и одновременно подходит для создания газона», – делится информацией руководительница предприятия.
Головні новини Seeds та агроідеї для зростання вашого бізнесу в Telegram Facebook InstagramYoutube та Підписуйтесь!